8 мая 1945 года. 1417-й день войны Берлинская наступательная операция. Завершилась Берлинская наступательная операция, проходившая с 16 апреля по 8 мая. Войска 1-го и 2-го Белорусских, 1-го Украинского фронтов совместно с польскими соединениями разгромили берлинскую группировку войск противника и штурмом овладели городом Берлин. Развивая дальнейшее наступление, они вышли на Эльбу, где соединились с американскими и английскими войсками. Продолжительность операции — 23 суток. Ширина фронта боевых действий — 300 км. Глубина продвижения советских войск 100—220 км. Среднесуточные темпы наступления 5—10 км. Численность войск к началу операции — 1906200 человек, безвозвратные потери — 78291 (4,1%), санитарные потери — 274184, всего — 352475, среднесуточные — 15325.[4] Пражская операция (1945). 8 мая войска правого крыла 1-го Украинского фронта вступили на территорию Чехословацкой Республики. 4-я гвардейская танковая армия продвинулась до 35 километров и освободила город Мост. 5-й гвардейский мехкорпус И. П. Ермакова между Яромержем и Жатецем (северо-западнее Праги) разгромил штабную колонну группы армий «Центр». Передовой отряд 3-й гвардейской танковой армии в 7 часов утра достиг горных перевалов. 10-й гвардейский танковый корпус E. E. Белова ворвался в город Теплице. 5-я и 3-я гвардейские армии во взаимодействии с 3-й гвардейской танковой армией при содействии частей 2-й армии Войска Польского 8 мая полностью овладели Дрезденом, выйдя на линию Либштадт — Кёнигштейн. Войска центра и левого крыла фронта, преследуя противника, вступили в пределы Судет. 8 мая в прорыв была введена 6-я гвардейская танковая армия А. Г. Кравченко 2-го Украинского фронта. К концу дня армия, овладев городом Яромержице, развивала наступление в направлении Ииглава. 7-я гвардейская армия заняла города Моравски-Крумлов и Мирослав и вместе с частями 9-й гвардейской армии — город Зноймо. Одновременно возобновила наступление из района севернее Вены 46-я армия А. В. Петрушевского.
Вильгельм Кейтель подписывает Акт о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая. В предместье Берлина Карлсхорст в 22 ч 43 мин (по центральноевропейскому времени) был подписан Акт капитуляции Германии. Курляндский котёл. В 23 часа 8 мая прекратила сопротивление курляндская группа войск в составе немецких 16-й и 18-й армий. Совинформбюро. В течение 8 мая войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая бои по очищению от противника косы ФРИШ-НЕРУНГ, заняли населённые пункты НОЙЕ ВЕЛЬТ и ФОГЕЛЬЗАНГ… Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта после двухдневных боёв сломили сопротивление противника и 8 мая овладели городом ДРЕЗДЕН… и, перейдя чехословацкую границу южнее ДРЕЗДЕНА, заняли на территории Чехословакии города МОСТ, ДУХЦОВ, ТЕПЛИЦЕ-ШАНОВ… Войска 4-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление, после ожесточённых боёв 8 мая овладели городом и крупным железнодорожным узлом ОЛОМОУЦ… Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта 8 мая овладели в Чехословакии городами ЯРОМЕРЖИЦЕ, ЗНОЙМО…
Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились, Как в солдатики шли играть. Ни плохих, ни хороших, ни средних... Все они по своим местам, Где ни первых нет, ни последних... Все они опочили там. 1943, Ташкент
А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты... Бери шинель - пошли домой. Война нас гнула и косила. Пришел конец и ей самой. Четыре года мать без сына... Бери шинель - пошли домой. К золе и пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись... Бери шинель - пошли домой. А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Бери шинель - пошли домой. Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой? Неужто клясться днем вчерашним? Бери шинель - пошли домой. Мы все - войны шальные дети, И генерал, и рядовой Опять весна на белом свете... Бери шинель - пошли домой.
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Ноябрь 1941
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый - Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый - Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]