У меня есть приятель, который живет под Киевом в Конча-Заспе, но принципиально отказывается проводить к себе газ. Председатель дачного кооператива раз в три месяца предпринимает очередную попытку проложить газовую трубу к его «логову», напоминающему нечто среднее между средневековым замком и загородным домом дореволюционного русского помещика. Стоит эта «услуга» в том месте 12 тыс. долларов (это за право подключиться к местному газопроводу и оформить все документы). Цена, по-моему, несусветная. Но не столько потому, что дело происходит на украинской «Рублевке», сколько из-за того, что жена председателя работает в компании по газификации, а «осчастливливание» соседей жениным продуктом составляет основной бизнес настойчивого проходимца.
Разговоры моего друга с председателем-газификатором, свидетелем которых я неоднократно являлся, можно записывать даже Гоголю.
-- Но вы же современный человек! - канючит председатель. -- Как можно топить в XXI веке дровами!
-- Я был в Англии. У них все частные дома топят британским углем. Даже лорды. Не хотят зависеть от русского газа.
-- Это же глупо! Вот я топлю газом. У меня дома так тепло, что я даже зимой хожу по комнатам в трусах.
-- А я люблю лежать на печи. Мне это больше нравится, чем пугать людей трусами.
-- Газ - это так удобно. Так экологично!
-- Зато дорого. Знаете, сколько я дров куплю за 12 тысяч долларов, если не подключусь к вашей трубе? Я лес куплю! Мои внуки и правнуки еще будут топить этими дровами, когда в мире газ кончится.
Я вспомнил этот диалог, когда узнал, что прокуратура возбудила уголовное дело против Юлии Тимошенко за превышение власти при подписании газового контракта с Россией в январе 2009 года.
Благодаря этому контракту Юлия Тимошенко, по-видимому, заработала себе один миллиард долларов на выборы, которые она все равно проиграла, а российский газ для Украины стоит теперь дороже, чем для Словакии, Польши и Германии, которые находятся от сибирских угодий Газпрома значительно дальше, чем мы.
Председатель «Нефтегаза» Украины при Юле Олег Дубина, подписавший этот контракт, теперь утверждает на следствии, что никогда бы не поставил свою подпись, если бы Тимошенко «обманным образом» не убедила его, что правительство одобрило эту «сделку века», которая грозит теперь Юлии Владимировне если не тюрьмой, то условным осуждением без права выставлять кандидатуру на новых выборах.
Думаю, и Тимошенко, и Дубина недоговаривают. Логичнее всего предположить, что экс-председатель всеукраинского газового «кооператива» намного умнее, чем хочет казаться. Очевидно, он был в доле, получил свое за подпись (чтобы узнать, сколько получил, нужны не нынешние гуманные следователи, а специалисты с навыками мастерства НКВД), а теперь «лепит горбатого» и вешает все на свою подельницу. Тимошенко, как всегда, рисковала, надеялась стать президентом и похоронить все обстоятельства своего последнего договора с Москвой, так же, как канули в лету дела незабвенного ЕЭСУ и не менее неудобозабываемого «РосУкрЭнерго».
Но чтобы понять, почему за оранжевую пятилетку российский газ для Украины вместо 50 долларов за тысячу кубометров стал стоить почти 400, нужно вспомнить то, что эта цифра складывается не из таких отвлеченных понятий, как «мировые цены», а из интересов конкретных лиц в украинской власти, эту цену устанавливавших.
Цена 50 долларов на 2005 год устраивала всех - и даже, как ни странно, «Газпром». Единственным человеком, которого она не устраивала, был новоизбранный на Майдане «народный президент» Ющенко. Казалось бы, правоверный украинский националист, за которого выдавал себя бывший член КПСС Виктор Андреевич, должен был радоваться, что российские великодержавные шовинисты продают голубое топливо его «необандеровскому» режиму за такие смехотворные деньги. Попросту говоря - за гроши и полушки.
Но Ющенко пребывал в глубокой печали. Потому что его доли не было в старой, еще кучмовских времен схеме, результатом которой и были эти пресловутые 50 убитых енотов за тысячу кубов. Так на рынке газа появилась компания «РосУкрЭнерго», а газ для Украины сразу подскочил до 150 долларов. Официально «РосУкрЭнерго» принадлежала Дмитрию Фирташу. Но обслуживала интересы, в первую очередь, Виктора Андреевича. Коллекция трипольских горшков и квадратные метры резиденции Ющенко в Безрадичах могли теперь расти практически до бесконечности - точнее, до конца ющенковского президентства. А «Газпром» только радовался, что в Украине к власти пришли такие замечательные жадные «националисты».
Ющенковская газовая схема работала бы по сей день, если бы у Виктора Андреевича не было такой выдающейся подруги и соратницы по Майдану, как Юлия Владимировна. «А где же я в этой схеме? -- спросила себя этими или похожими словами г-жа Тимошенко. - Ведь я такая умная и красивая, а в этом гениальном проекте меня нет!»
Юлия Владимировна чуть ли не с детства (а с лазаренковской политической юности так точно) считала торговлю газом своим личным глубоко интимным делом. Ведь это она стояла в середине 90-х у колыбельки компании «Единые энергетические системы Украины», фактически монополизировавшей поставки газа в каждую украинскую конфорку. Тогда схемы ЕЭСУ разрушил лично Кучма. А теперь блудный «политический сын Кучмы» и его друзья не давали ей восстановить разрушенное.
Чтобы передать человеческими словами те нечеловеческие эмоции, которые испытывала наша ЮВТ, когда узнала о появлении «РосУкрЭнерго», представьте девушку, которая уединилась в дамском туалете и обнаружила, что какие-то грязные мужики решили подшутить над ней и заперли ее снаружи на амбарный замок. Другая бы от отчаяния утопилась в унитазе. Но не Юлия Владимировна! Вместо того, чтобы топиться, она высунулась из окна уборной на улицу и принялась истошно вопить, обвиняя Виктора Ющенко перед лицом Бога и людей в предательстве Украины и развернув отчаянную пропагандистскую кампанию против «РосУкрЭнерго» и Дмитрия Фирташа.
Все это продолжалось до января 2009 года. К тому моменту окончательно дискредитировавший себя и деятельностью, и бездеятельностью Виктор Ющенко превратился в живой политический труп. А Юлия Владимировна, отказавшись поддержать агрессию друга Саакашвилли против Южной Осетии, смогла растопить холодное сердце московского чекиста Владимира Путина. Путин назвал Ющенко «мазуриком», Юлию Тимошенко - «удобным» для него премьером Украины и благословил заключение той самой газовой сделки, за которую наша умная красавица поставлена теперь в неудобное положение ходить в прокуратуру на допрос.
Несомненно, в новой газовой схеме Юля уже была. Причем, сразу и по крупному. Некоторые посвященные даже посмеивались, что маленькой Юли в этой схеме теперь даже слишком много. Не по физическому весу. Мол, зачем такой субтильной женщине СТОЛЬКО? Зато удивлявшиеся «богатству» тимошенковской президентской кампании и наивной старосветской Украине, облепленной биг-бордами с надписью: «ВОНА ПРАЦЮЄ», кажется, даже на каждом пеньке в лесу, теперь могут догадаться, на чем Юля заработала свои (точнее, НАШИ!) деньги. То, в чем она обвиняла Ющенко и Фирташа, можно слово в слово повторить в лицо ей.
Но Украина так устроена, что ни одного человека в ней не осудили и не осудят за преступления, которые он совершил. Поэтому следователи будут продолжать обвинять Тимошенко не в воровстве, а в превышении полномочий, а цена на газ, не исключено, будет продолжать расти, благодаря ученикам и наследникам славных деяний Юлии Владимировны.
Именно поэтому мой приятель предпочитает топить дровами. И будет ими топить, пока украинцы не начнут лупить своих политиков этими поленьями по голове. Другого способа сбить цену на газ я пока не вижу.
Олесь Бузина, специально для "Полемики"
http://polemika.com.ua/news-67600.html#title