Повышение выплат по рождению ребенка привело к увеличению
рождаемости в Украине. Но эффективной система поддержки материнства и
детства станет лишь тогда, когда власти будут развивать детскую
инфраструктуру в стране, а Кабмин изменит способ выплаты помощи матерям
и усилит контроль над расходованием этих средств
Сын Ирины Володарской, жительницы Донецка, появился на свет в
середине декабря прошлого года. Спустя неделю после родов она подала
заявку на получение помощи при рождении. Но принять документы у нее
социальные работники пообещали только в феврале: мол, много работы.
Учитывая это обстоятельство, самые предприимчивые мамаши занимают
очередь заранее, будучи еще на шестом-седьмом месяце беременности.
Положенную по закону часть соцвыплаты (чуть более восьми тысяч
гривен) Володарская получила лишь в апреле, когда сыну исполнилось уже
четыре месяца. Покупать коляску и манеж пришлось не за государственные
средства, как рассчитывала семья, а за собственные деньги.
"Государственная помощь была бы кстати в первый месяц после рождения
малыша, однако соцслужба нашего района сначала не успевала принять все
заявки на выплату, а после перечислять положенные деньги: на всех не
хватало", — сетует Володарская.
В начале года выплату "детских денег" задерживали всем матерям из-за
неразберихи, связанной с административной реформой и внедрением нового
образца заявления на выплату соцпомощи. Однако это было формальное
объяснение: социальные службы устраивали бумажную волокиту по
требованию Минфина ради экономии бюджетных средств (это был один из
способов сокращения кассового разрыва).
Два лагеря
Повышение рождаемости — это элемент социальной реформы, тесно
сопряженный с пенсионной реформой. По словам генерального директора
Украинской федерации страхования Галины Третьяковой, сегодня один плательщик социальных взносов содержит одного пенсионера. "Когда этот человек выйдет на пенсию, будет один работающий на двух пенсионеров", — отмечает Третьякова.
При этом по итогам прошлого года украинские демографы впервые за
последние пять лет зафиксировали падение рождаемости в стране — 497,7
тыс. детей. Между тем в 2005–2009 годах наблюдалась тенденция к росту
рождаемости: в 2005-м появились на свет 426 тыс. новорожденных, а в
2009-м — уже 512 тысяч.
Руководствуясь этими цифрами, в нынешнем году президент Виктор Янукович пошел на очередное повышение выплат на рождение ребенка, хотя сам ранее критиковал такое решение Виктора Ющенко
как популистское предвыборное обещание. Уже второй месяц подряд
украинки, родившие ребенка, получают повышенную социальную помощь.
Согласно поправкам в Закон "О государственной помощи семьям с детьми",
принятым Верховной Радой в феврале этого года, с апреля 2011-го сумма
пособия при рождении первого ребенка возрастет с 22 до 30 прожиточных
минимумов для детей в возрасте до шести лет, на второго — с 45 до 60,
на третьего и последующих детей — с 90 до 120 минимумов. К примеру,
если в семье появляется первенец, то ей вместо 17 952 гривен теперь
полагается почти 24,5 тыс. гривен.
Повышение социальных выплат разделило украинское общество на
сторонников этого решения и критиков. И те и другие имеют свои
аргументы. Представители первой группы убеждены: денежная помощь со
стороны государства позитивно влияет на решение украинской женщины
рожать детей. А скептики уверяют, что увеличение таких выплат приводит
к "заработку на детях" — то есть росту в стране количества бедных
многодетных семей и вовсе брошенных детей, что параллельно повышает
нагрузку на налогоплательщиков.
Эффект настроения
Однако статистика говорит об обратном явлении. В последние годы в
Украине наблюдается тенденция к уменьшению случаев отказа родителей от
ребенка. По данным Государственной социальной службы для семьи, детей и
молодежи и Министерства здравоохранения Украины, с 2005 года, когда
Кабмин впервые значительно повысил уровень выплат по рождению детей,
количество украинских женщин, отказавшихся от новорожденных,
уменьшилось на 41%. "Важно отметить, что эта тенденция наблюдалась на
фоне ежегодного увеличения количества новорожденных. Приблизительно в
70–80 процентах случаев решение родителей не отказываться от младенца
является следствием внедрения различных льгот и государственных пособий
для семей, имеющих детей", — считает лидер Национального форума
профсоюзов Украины Мирослав Якибчук.
Его слова подтверждают и данные Госстата: количество отказников
уменьшалось обратно пропорционально росту числа новорожденных в стране
и прямо пропорционально росту сумм государственной помощи. При этом
социальные работники отмечают, что появилась целая прослойка
неблагополучных матерей, матерей-одиночек, для которых ребенок стал
основным источником доходов. По сути, ребенок стал источником
заработка, особенно в депрессивных регионах. Многие женщины годами
живут за счет выплат на новорожденных и помощи от государства
матерям-одиночкам и малообеспеченным семьям.
"Первый позитивный эффект от повышенных соцвыплат произошел в тот
момент, когда неблагополучная мать отказалась от аборта, привлеченная
перспективой получить ”детские деньги”, — говорит психолог Анна Мазуренко.
— Второй переломный момент случился сразу после роддома, ведь выплаты
осуществляются в течение нескольких лет, поэтому получить деньги и
бросить ребенка женщина не может". По словам психологов, эта выплата
производит эффект "длинной руки": через некоторое время мать, пусть и
неблагополучная, привыкает к ребенку. Женщина, в прошлом пьющая или
неработающая, становится на путь истинный, чтобы обеспечить будущее
своему потомству. Чаще всего такое случается с совсем молодыми
матерями, которые раньше отказывались от детей в роддоме, испугавшись
ответственности и нищеты. "Высокая соцвыплата больше влияет не на
молодую маму, мало понимающую в материнстве, а на сознание ее
родителей, ранее подталкивавших свою дочь к аборту", — уверяет психолог
Татьяна Игдал.
"К сожалению, есть другая категория женщин, воспринимающих ребенка
лишь как источник государственных выплат. При этом сам он годами живет
в невыносимых условиях, плохо питается", — отмечает Мазуренко. В таком
случае не дорабатывают сотрудники социальной службы, наделенные всеми
правами и полномочиями не только приостановить выплату помощи (если
"детские деньги" расходуются не по назначению), но и лишить мать
родительских прав.
Председатель Всеукраинской общественной организации "Служба защиты детей" Людмила Волынец
считает, что существенно увеличенные выплаты по рождению ребенка не
спровоцировали волны "родов ради денег" среди социально неблагополучных
женщин. "Граничные формы есть и будут всегда, от этого никуда не
денешься. Непосредственное материальное стимулирование детородной
активности населения является важным и необходимым. В то же время
следует усовершенствовать механизм выплаты помощи. На мой взгляд,
государство не должно финансово стимулировать решение родителей о
третьем ребенке. Сумма около ста тысяч гривен, которую выплачивают за
его рождение, сегодня очень весома для многих семей в Украине. Такое
решение родители должны принимать из расчета своих материальных
возможностей, поскольку помощь будет выплачиваться первые шесть лет, а
дальше содержать троих детей придется самостоятельно", — поясняет она.
Опрошенные "Экспертом" психологи не всегда разделяют эту точку зрения.
"Существует так называемый эффект настроения. Родить ребенка во многих
случаях — не бухгалтерская задача для семьи, а эмоциональное решение,
особенно в семьях среднего класса. То, что за третьего ребенка можно
получить сто тысяч гривен, повышает желание супругов (особенно жены)
родить очередного ребенка. Вряд ли это поймут люди, не имеющие детей.
Как правило, самые яростные критики социальных выплат на рождение
ребенка — одинокие или бездетные люди", — говорит психолог Лариса Удовиченко.
Страна слезам не верит
По данным Национального форума профсоюзов Украины, только за пять
лет число матерей-одиночек в стране выросло в 18 раз. Если в 2004 году
на учете состояли 31,8 тыс. одиноких матерей (то есть женщин, которые
воспитывают детей самостоятельно), то в 2010-м их число достигло уже
559,4 тысячи.
Государственная помощь матерям-одиночкам равна разнице между
половиной прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и
среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за
предыдущие шесть месяцев, но не менее 30% прожиточного минимума для
ребенка соответствующего возраста. То есть максимальный размер пособия
получают неработающие или учащиеся матери-одиночки. Ради этого многие
пары оформляют формальный развод, чтобы получить право претендовать на
соцвыплаты. В 2011 году, согласно бюджету, максимальный размер помощи
на детей одиноким матерям вырос до 435 гривен для детей до шести лет,
521 гривни для детей от 6 до 18 лет и 502 гривен для детей от 18 до 23
лет, которые учатся в вузе.
Ведущий специалист управления труда и социальной политики Марьинской райгосадминистрации Донецкой области Анна Ивченко
отмечает, что в маленьких городках такая помощь мотивирует женщин
сидеть дома. "Например, неработающая мать-одиночка будет получать около
1500 гривен в месяц на двоих детей (с учетом дополнительных выплат), а
работающая может получать в полтора раза меньше. Такая политика лишает
женщин мотивации выходить на работу. Поэтому матери-одиночки стремятся
брать отпуск по уходу до шести лет, а потом становятся на учет в центре
занятости и работают неофициально", — поясняет она.
Опрошенные "Экспертом" социологи, демографы и специалисты в
бюджетной сфере считают государственную помощь матерям необходимой.
Однако при этом должен измениться механизм их выплаты, чтобы сократить
количество тех, кто использует детей как средство заработка.
К примеру, директор Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины Элла Либанова
отмечает, что социальные выплаты на рождение ребенка должны
корреспондироваться с минимальной и средней заработной платой в стране.
"Иными словами, сумма, полученная матерью от государства на рождение
ребенка, не может превышать годового размера заработной платы молодой
женщины. Для бОльшей эффективности эти выплаты должны носить не
одноразовый, а регулярный характер, с помесячной разбивкой", — уверяет
Либанова. По ее мнению, периодичность выплаты раз в месяц в течение
трех или шести лет — недостаточный срок, сумму государственной помощи
на рождение ребенка следует разбивать на 18 лет. "Причем государству
необходимо всячески стимулировать мать выходить на работу как можно
раньше, а не когда ребенку исполнится три года или шесть лет", —
говорит директор института.
С Либановой соглашается президент Украинского центра развития внешнеэкономических отношений Анатолий Пинчук.
При этом он отмечает, что государство нуждается в целостной реформе
системы социального обеспечения. "Деньги на ребенка не должны
выплачиваться через Фонд соцстрахования, ведь выплата по рождению — не
страховой случай. Средства следует выделять непосредственно из бюджета
и при условии жесткого контроля. Выплаты нужно частично натурализовать,
привязать к конкретным услугам и товарам, которые требуются ребенку", —
считает Пинчук.
PR-менеджер Татьяна Атаджанова рассказывает, как в 2002 году
с годовалым сыном попала в США: "Хотя мы были гражданами другой страны,
ежемесячно я получала чек на 120 долларов. Чек состоял из продуктовых
карточек — на четыре галлона молока, кашу, тунец, другие продукты. А
вот живых денег для стимулирования рождаемости и материнства там не
дают вообще". Также в Соединенных Штатах молодые матери ежегодно
получают возврат налогов, что в сумме составляет примерно месячную
зарплату родителя.
Зато родители имеют хорошие льготы при оплате обучения детей. Так,
за школу американская мать платит лишь 20% от общей суммы за обучение.
Поэтому перспектива взять в жены женщину с ребенком американских мужчин
не отталкивает — наличие детей существенно экономит семейный бюджет в
виде скидок и права на возмещение налогов.
Не хочу делиться с богатыми
Виктор Пинзеник, бывший министр финансов Украины:
— Выплаты при рождении ребенка, повышенные в период, когда я был
министром финансов в 2005 году, имели относительный эффект. Увеличение
таких выплат матерям было не моей инициативой, а решением, спущенным из
секретариата президента. Я был всего лишь исполнителем политической
воли главы государства.
Однако я не против этих "детских денег", но выступаю за то, чтобы
подобная помощь предоставлялась не всем семьям, а только
малообеспеченным. Скажем, у меня сын родился без всякой привязки к этой
социальной выплате — вот такой секрет рождаемости.
Как налогоплательщик, я готов поделиться с инвалидом, больным
человеком, пенсионером, но не хочу, чтобы мои деньги шли на поддержку
далеко не бедных людей нашей страны. Состоятельная семья способна
самостоятельно обеспечить собственного ребенка.
Записала Светлана Крюкова
Местным на откуп
Иван Сахань, бывший министр труда и социальной политики Украины:
— Повышение социальных выплат как стимул для украинских семей рожать
детей — оправданный шаг правительства. В то же время я разделяю точку
зрения о том, что нужно разрабатывать механизм выплаты этих средств,
который позволял бы использовать их на нужды ребенка. Действительно, в
украинских семьях часты случаи злоупотребления "детскими деньгами".
Например, соцпомощь оформлена на одну женщину, а за ребенком ухаживает
совершенно другой человек. Часто среди матерей есть алкоголички или
наркозависимые женщины, некоторые из них пожизненно неработоспособны, и
"детские деньги" долгое время расходуются не по назначению.
Государство имеет право контролировать расходование этих средств. К
примеру, в США некоторые социальные выплаты привязаны к отдельным
магазинам, например, продуктовым. Льготники имеют возможность тратить
средства на определенную группу товаров — не алкоголь или какие-то
излишества, а соцтовары. Не случайно устанавливается и определенная
периодичность выплат государственной помощи, чтобы эти деньги не были
потрачены все сразу. Кроме того, выплаты нужно устанавливать
пропорционально, в зависимости от материального положения семьи.
Я думаю, все эти вопросы следует отдать на откуп специальным
комиссиям местных органов власти. Районная администрация, на учете
которой находятся пятьдесят или более детей, в состоянии
квалифицированно оценить положение и финансовую потребность семьи.
Адресная поддержка семьи будет более эффективна, нежели любая другая.
Записала Светлана Крюкова
Несознательные мамы и алкоголіки
Василий Хара, председатель Комитета ВР по вопросам
социальной политики и труда, народный депутат Украины (Партия
регионов), глава Федерации профсоюзов Украины:
— Изначально помощь при рождении ребенка планировалась как
единоразовая выплата. Это привело к тому, что детей начали массово
рожать в неблагополучных семьях. А правильным было решение разбивать
"детские деньги" по месяцам, в равных пропорциях на несколько лет.
Эти выплаты в комплексе с такими факторами, как наличие работы,
повышение жизненного уровня и продолжительности жизни, непременно
приведут к значительному росту рождаемости.
А простая монетизация социальной выплаты не поможет. К примеру,
малоэффективной будет модель, когда живые деньги привязывают к
продуктовому магазину, а в итоге человек получает помощь продуктами.
Помните, когда-то молоко продавали по талонам. Это унизительно.
Необходимо ужесточить контроль государства за уходом и воспитанием
ребенка, расширить права сотрудников соцслужб. Чтобы они могли войти в
дом к матери и посмотреть, во что одет ребенок, умыт ли он, накормлен
ли, в каком психологическом состоянии находится. Украинцы к этому не
привыкли, да и сотрудники социальных служб тоже. Они не готовы делать
свою работу так, как это делают на Западе. Любой визит сотрудника
соцслужбы вызывает недоумение. Люди задаются вопросом: а что вы такого
для нас сделали, чтобы вообще открывать вам двери? Персонал служб
следует обучить, а прежде повысить им зарплату. Кроме того, необходимо
формировать общественное мнение насчет важности и необходимости такого
контроля со стороны государства.
Записала Светлана Крюкова
Налог на беременность
В России свои "детские" выплаты. Единовременное пособие при рождении
ребенка в РФ в 2011 году составляет 11 703 рубля (около 420 долларов).
К этой сумме могут быть добавлены региональные выплаты — московские
власти дополнительно выплачивают 5500 рублей (примерно 200 долларов)
при рождении первого ребенка и 14500 рублей (около 520 долларов) при
рождении второго и последующих детей. Если малыш родился в семье
родителей моложе тридцати лет, из столичного бюджета дополнительно
выплачивается социальная помощь.
Региональные лидеры мудрят каждый по-своему. К примеру, в Омской
области молодые семьи, где рождается второй или третий ребенок, теперь
частично или полностью освобождаются от выплаты беспроцентного
ипотечного займа.
В середине марта этого года правительство РФ внесло в Госдуму
законопроект "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации". Указанная статья кодекса определяет
доходы, с которых налог на доходы физических лиц не взимается, а суть
законопроекта — в уточнении перечня этих самых доходов. В случае
принятия документа с 2012 года подоходным налогом (13%) будут
облагаться единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях на ранних сроках беременности, пособия при
рождении ребенка и пособия по беременности и родам. Олеся ОСТАФИЕВА | Эксперт (Украина) №21, 6 - 10 июня 2011
|