Что делать застрахованному курортнику, если
рейс домой из теплого края, где вы проводили отпуск, отложен? Какие документы
собирать, чтобы впоследствии получить возмещение от СК, и как подготовиться к
такой неприятности заранее? Как выбрать страховку для отдыха так, чтобы она
была максимально эффективной? Изучив ответы на эти вопросы на собственном
опыте, я решила поделиться ими с читателями.
Когда наша группа только прилетела в Турцию, гид
туроператора, помимо прочего, рассказала, что иногда чартерные рейсы обратно
задерживаются больше, чем на девять часов. «Ну, со мной такого не случится!», -
легкомысленно подумала я. Но когда пришло время возвращаться на родину, то
стало понятно, как я ошибалась. Десять часов, проведенные в аэропорту, за
чертой паспортного контроля, на небольшом пятачке с несколькими дьюти-фри и
закусочными, не только поломали все планы и выбили из рабочего графика почти на
неделю (так как вместо того, чтобы оказаться дома в обед, я туда доехала только
к ночи, а утром уже начался рабочий день), но и заставили взглянуть на
некоторые тонкости страхования с другой стороны. При этом признаюсь: мне не
было настолько сложно, как, к примеру, молодой паре с тремя крохотными детьми,
или женщине, которая со второй половины дня должна была обязательно быть на
работе в Киеве, и которой грозил огромный штраф за неявку. Тем не менее, эмоции
и впечатления, которые я пережила во время десятичасового ожидания, нельзя
назвать приятными. Знай я заранее о некоторых особенностях ожидания и
собственного страхового полиса, мне удалось бы свести неприятности, которые
меня постигли, к минимуму.
Итак, хочу поделиться выводами, которые я для себя сделала
в этой поездке – возможно, они будут кому-то полезны. Сразу оговорюсь, если вы
ярый противник страхования как продукта – то этот материал не для вас.
Страховка от невылета
О том, что я застрахована от задержки рейса, я узнала как
раз ожидая, когда же, наконец, станет известно новое и окончательное время
вылета. В течение длинных девяти часов ожидания нечем было заняться – вот и
начала читать договор страхования, который за меня выбрал туроператор.
«Страховщик возместит стоимость питания, проживания в отеле, расходы на
альтернативный транспорт – до 350 долларов США, если рейс задержан на 4 и более
часов в результате забастовки, по техническим причинам, из-за погодных условий,
поломки самолета» - гласил договор. Но вот только получить компенсацию по
приезду мне не удалось, так как никаких деталей того, как действовать в случае
наступления такого страхового случая, в договоре написано не было (мне в руки
попала значительно урезанная туроператором, а точнее брокером, часть). А сама я
не позаботилась перед поездкой поинтересоваться, как действовать во всех
возможных ситуациях.
Теперь,
«задним умом», я уже знаю, что если рейс задерживают, и если это – прописанный
в договоре страховой случай, то при условиях полиса, приведенных выше, нужно
позаботиться о следующем:
·
для того, чтобы иметь право на возмещение,
нужно прямо в аэропорту обратиться к представителю транспортной компании за документом, который
подтверждает задержку рейса на четко определенный промежуток времени (к
примеру, «более, чем на 5 часов») и указывает причины задержки. Если
представители компании отказывают в таком документе – то нужно, чтобы отказ они
оформили письменно;
·
можно спокойно покупать питание или ночлег в гостинице за свой счет в границах
лимита, предусмотренного договором. Оригиналы чеков нужно сохранять. При этом
никаких ограничений по количеству еды, стоимость которой будет возмещена, в
рассматриваемом нами случае нет, кроме лимита в 350 долларов США. Стоит
отметить: если представители компании-перевозчика предоставили вам, к примеру,
бесплатный обед, это не лишает вас права возместить собственные траты на
напитки и другие продукты, приобретенные в это же время;
·
если вы по каким-то причинам не можете ждать,
пока под ваш рейс найдут, наконец, самолет, то по условиям страховки, описанным
выше, можно купить билет на
другой рейс, а СК потом вам компенсирует его стоимость – естественно, в
пределах указанного лимита. При этом не забудьте получить у представителей
компании-перевозчика документ о задержке рейса, а также сохранить билет на свой
первоначальный рейс (впрочем, особо надеяться на то, что вы сможете приобрести
билет на другие рейсы, не стоит – никому из моего рейса сделать этого не
удалось, хоть попыток было много);
·
сразу же после возвращения нужно обратиться в
СК со списком требуемых документов. Как правило, максимальный срок обращения в
большинстве договоров составляет 10
календарных дней.
Несколько попутных
советов
В
заключение части, посвященной возможной задержке рейса, хотелось бы пожелать
всем путешествующим за границу, читающим эти сроки:
·
направляясь в аэропорт после отдыха иметь в
своем распоряжении средства, достаточные для суточного питания и ночлега для
всех путешествующих членов семьи;
·
иметь на своем счету мобильного телефона
достаточно средств для того, чтобы сообщить близким людям о том, что рейс
отложен (если речь идет об СМС – то нужно иметь минимум 20 сообщений в запасе –
так как конечное время отправки рейса часто известно лишь непосредственно перед
отправкой, а до этого официально его могут менять и откладывать хоть 100 раз).
Разумеется, местные карточки и другие формы связи также подойдут.
Альтернативный вариант – изучить условия услуги от вашего оператора, по которой
звонок из Украины будет бесплатен для вас, но «очень» платен для звонящего
(крупнейшие операторы уже ввели такой сервис с абсолютно бесплатной отправкой
запроса на звонок);
·
иметь в запасе после предполагаемого
возвращения один полный день отпуска – чтобы не было проблем на работе в случае
задержки рейса или чтобы отдохнуть от переезда, если ваш самолет улетел вовремя;
·
с удовлетворением убедится, что ваша страховка
покрывает оптимальное число рисков, среди которых – риск возможной задержки
рейса. Впрочем, это уже тема для отдельного раздела…
Застрахуй себя сам
Вряд ли я скажу что-то новое, если упомяну, что туристические
компании, даже самые авторитетные, редко покупают своим клиентам (даже тем, кто
ездит в пятизвездочные отели), страховку выше уровня «базис». А полисы такого
класса не отличаются широким покрытием рисков или существенными суммами
возмещения. Например, «базисный» вариант того же полиса, который оказался у
меня, не страхует ни от задержки рейса, ни от потери документов, ни вынужденное
проживания дольше запланированного срока. Не дает она и право на компенсацию
расходов на телефонную связь со специальной службой страховщика – ассистансом
(а с ним надо связываться каждый раз при наступлении страхового случая). При
этом все эти риски присутствовали в варианте полиса той же компании, но «элит».
Отсюда вывод: не стоит экономить и покупать самый дешевый вариант страховки,
особенно, если едете за границу не на длительное время.
Второй
момент, на который лично я решила всегда обращать внимание при покупке
страховки – это исключения из страховых случаев, описанные в договоре. В моем
полисе перечень исключений был таков, что если бы я выбирала страховку сама, то
точно обратилась бы в другую страховую компанию. Уверена, большинство желающих
надежно застраховать себя на время отдыха сделали бы так же. Посудите сами,
в качестве исключений из страховых случаев в договоре присутствовали:
·
лечение травм, состояний или заболеваний,
которые были получены при осуществлении любых действий в состоянии алкогольного
опьянения (другими словами, желающим воспользоваться страховкой в случае
неприятностей после расслабляющего коктейля следует забыть даже о таких
невинных развлечениях как водные горки, прыжки с пирса и т.д.);
·
лечение проблем со слухом, в том числе
вследствие попадания воды или возникновения серных пробок (как ни странно,
проблемы с ушами – одна из немногих болячек, жалобы на которые достаточно часто
можно встретить среди отзывов побывавших в Турции и Египте);
·
лечение проблем с кожей, связанных с действием
солнечных лучей (в наше время солнечной активности такие случаи сплошь и рядом
– и дело даже не в обгорании, а в различных аллергиях и сыпях);
·
лечение дерматитов, крапивниц и других
аллергийных явлений, кроме тех, которые требуют срочного вмешательства доктора
и спасения жизни пациента (к слову, мне известно о двух случаях за последние
три года вспышек неизвестных аллергий у отдыхающих за границей знакомых);
·
если проблемы со здоровьем связаны с
диагностикой, лечением осложнений беременности, когда нет угрозы для жизни
застрахованной женщины (наличие такого пункта в договоре, по сути, делает
поездку за границу для женщин, ожидающих малыша, потенциально слишком
рискованной в финансовом плане);
·
лечение травм, состояний или заболеваний,
которые связаны с форс-мажорными обстоятельствами, включая, но не ограничиваясь
террористическими актами, революциями, восстанием и так далее.
И это все помимо стандартного: «не возместим стоимость
лечения теми докторами или учреждениями, которые не имеют соответствующих
договоров с ассистансом нашей СК».
Итак, как вы уже поняли, после дня, проведенного в душном
и переполненном аэропорту, неудивительно, что я стала горячим сторонником
страхования с максимальным набором рисков (чего не скажешь о СК, у которой
присутствуют ограничения по полисам, приведенные выше). При этом главное, чему
меня научила поездка – это то, что гораздо дешевле купить страховку
самостоятельно, подобрав ее с большим вниманием – чем самостоятельно оплачивать
каждое непредвиденное обстоятельство, которое может возникнуть.
Мнение
Анастасия
Кошмак, специалист отдела страхования личных продуктов компании BritMark
Тем, кто хочет выбрать наиболее эффективную и полезную
страховку при поездке за границу на отдых, я бы посоветовала следующее. Если вы
выбираете для себя, то, конечно же, мой главный совет – не экономить. Лучше
заплатить за полис чуть дороже, но без всякой франшизы. Потому как за границей
даже вызов врача в гостиницу по такому банальному, казалось бы, случаю, как
боль в ухе, может обойтись в 50 долларов.
Если вы собираетесь в отпуске заняться экстримом (катание
на лыжах, погружение с аквалангом, кайтинг и т.д.), то при оформлении полиса
лучше учитывать это намерение, внеся в список рисков покрытие медицинского
обслуживания в случае возникновения травм. Занятие экстремальными видами спорта
увеличат стоимость страховки в 1,5 – 2 раза, но вы сможете «экстремалить» со
спокойной душой и уверенностью, что вам не откажут в оказании медицинской
помощи.
Сейчас на нашем рынке присутствует достаточное количество
международных ассистанских компаний, с которыми наши страховщики сотрудничают,
обслуживая своих клиентов за границей. Главное – удостовериться, что там, куда
вы собираетесь ехать, существует представительство ассистанса, обслуживающее
вашу СК. Коммуникации коммуникациями, но в экстренных ситуациях расстояние
имеет значение.
При оформлении полиса поинтересуйтесь, предусмотрены ли
вашей программой страхования расходы на связь с ассистансом – возможно вам
придется звонить со своего телефона. По прибытии на родину можно будет получить
компенсацию, запросив у мобильного оператора распечатку исходящих звонков и
предоставив ее СК.
При оформлении страховки для поездок в Европу, в
посольстве, открывая визу, стоит уточнить такие нюансы как размер минимальной
страховой суммы, необходимость покрытия дополнительных рисков, например,
несчастного случая, и дополнительных 15 дней к сроку поездки. |