«О, мои русины! Через вас я надеюсь достигнуть Востока…» – взывал к галичанам папа Урбан VIII в начале XVII столетия. Уже в ХХ столетии, в 1929 году, митрополит Андрей Шептицкий, вторя Урбану VIII, обращался к своему духовенству: «Многим из нас Бог еще окажет милость проповедовать в церквах Большой Украины… по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск».
С тех пор мало что изменилось, и активность Святого Престола на восточном направлении продолжает нарастать. Издревле католическая церковь смотрела на православных, как на схизматиков, и прилагала усилия для возвращения их в лоно католичества. Характерно, что католические миссионеры, упорно продвигающиеся на восток, являют собой образец напористости, целеустремлённости и несгибаемого желания довести начатое дело до конца. Философ XIX века Владимир Соловьёв определял сущность католичества как наступательную и рациональную, в то время как православие занимало во многом оборонительную позицию перед лицом предприимчивых католиков.
Одарённый русский этнограф ХХ в. С. М. Широкогоров в своём труде «Этнос», написанном в годы Гражданской войны в вынужденной эмиграции в Китае, привёл стройную классификацию базовых механизмов, которыми определяется миропонимание и мировоззрение всякого этноса/народа – от среды обитания до религиозно-духовных ценностей. Касаясь вероисповедания, ученый отметил, что, если бы американцы стали буддистами, их страна – Соединённые Штаты Америки – была бы совсем не той Америкой, которую мы знаем. То же можно сказать и о России. Россия католическая духовно и экзистенциально будет уже совсем другой Россией. Этим объясняется настойчивость католических проповедников, добирающихся до самых отдалённых уголков Российской Федерации, где их целевой аудиторией являются не только представители национальностей, искони исповедующих католичество (поляки, литовцы, немцы), что было бы объяснимо, но и православные верующие. И хотя в плане духовном «несть ни иудея, ни эллина», Ватикан всё явственнее из сферы религиозной старается перенести своё влияние в сферу политическую.
Дошло до того, что некоторые польские эксперты напрямую рекомендуют польским католическим орденам на территории СНГ активнее втягиваться в политические и околополитические процессы. В СМИ просачивалась информация о плодотворных контактах польских спецслужб с католическими миссиями за рубежом (особенно с Орденом доминиканцев и Орденом св. Станислава), которые, кроме прочего, сотрудничают с польскими неправительственными организациями с сомнительной репутацией.
Наиболее сильное католическое влияние ощущается на Западной Украине и в Белоруссии. Условным водоразделом между «более католическими» украинскими и белорусскими землями и «менее католическими» служит линия Лида – Пинск (Белоруссия) – Житомир – Винница (Украина). Эти города – чемпионы по количеству польского населения, чем и объясняются успехи Папского Престола в данном регионе. В Белоруссии к католикам себя причисляет 14% населения, но реальное влияние Ватикана там гораздо сильнее. Белорусские католики создают политические партии, активно работают с молодёжью и интеллигенцией и открыто поддерживают рыцарские ордена явно прозападной направленности. Способствует этому и обилие польских культурных центров, т.н. Польских домов, которые есть практически в каждом крупном белорусском городе.
В свете последних негативных тенденций в отношениях Минска и Москвы официальные белорусские власти «шарахнулись» в сторону Ватикана, позабыв о недавней приверженности православию. Минск вдруг начал оказывать поддержку Пинской и Гродненской католическим духовным семинариям, а католики всё глубже проникают в сферу образования. Президент А. Лукашенко провёл ряд встреч с князем и великим магистром Суверенного Мальтийского ордена Мэтью Фестингом и с государственным секретарем папы Римского кардиналом Тарчизио Бертоне, с которым обсудил перспективы подписания конкордата между Минском и Ватиканом. Очевидно, что последнему Минск отводит роль чуть ли не главного европейского партнёра, надеясь на заступничество папы Римского в переговорах с Европой и США. Белорусские власти обсуждают с высшими духовными лицами не только вопросы духовного окормления местной паствы, но и проблемы экономики.
Плоды такой податливости не заставили долго ждать. Как отмечает Ольга Четверикова в статье «Белорусский полигон Ватикана», в 2010 г. «в Белоруссию прибыла Ариелль де Ротшильд, управляющий директор банковской группы Rothschild, которой была предложена роль консультанта при проведении в республике приватизации. А. Лукашенко предложил госпоже Ротшильд принять участие в приватизации от пяти до семи государственных предприятий. А 29 марта А. Лукашенко провёл встречу с представителями ряда крупных американских корпораций – «Ханивелл», «Майкрософт», «АрвинМеритор», «Ю-ЭС Интернэшнл Трейдинг Корпорейшн», «ЕРС-Инжиниринг», в ходе которой заявил, что американским инвесторам в Белоруссии будут предоставлены «самые благоприятные условия» и что американский бизнес мог бы способствовать улучшению отношений между Белоруссией и официальным Вашингтоном».
На Украине католицизм облюбовал украинскую армию и пенитенциарные заведения, возродив институт капелланства. Националистически настроенные украинские политологи и религиоведы справедливо называют греко-католицизм лиминальной (промежуточной, переходной) духовной конструкцией. Это уже не православие, но ещё и не в полной мере католичество. По мнению Олега Багана, руководителя научно-идеологического центра им. Д. Донцова, греко-католицизм призван оторвать украинцев от ненавистного «малороссийства» и «московщины».
Соответственно часть пропагандистской работы с украинской молодёжью Ватикан делегировал Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Созданный УГКЦ центр военного капелланства опекает Академию сухопутных войск Украины во Львове, военные лицеи и гимназии, а также воинские части по всей Львовской области, в которых служит немало призывников из традиционно православных областей. По сообщению департамента прессы и информации Министерства обороны Украины, руководство центра военного капелланства разрабатывает новые планы по расширению своей деятельности на территории всей страны, а также за её пределами, в миротворческих контингентах украинской армии. Характерно, что в пенитенциарных учреждениях греко-католики настаивают на работе не только с осуждёнными, но и с офицерским корпусом из числа военнослужащих внутренней службы. Сотрудники силовых ведомств являются наиболее желаемым объектом греко-католического прозелитизма.
Православная Молдавия тоже не обделена вниманием Святого Престола, который поддерживает устремления Румынской православной церкви (РумПЦ) закрепиться на «канонической территории» Русского православия с целью ослабления позиций Московского патриархата. Пресс-секретарь Румынского патриархата Костел Стойка признал факт ухудшения отношений с Московским патриархатом в связи с проникновением Румынской церкви на территорию Молдавии и Украины. РумПЦ и Ватикан работают в одной связке против «общего противника». Активную помощь молдавские католики получают, конечно же, из Польши (Катовицкой епархии). Как всегда, предпочтение отдаётся организациям орденского типа (Общество святейшего сердца Иисуса, Орден малых братьев, Орден салезианцев Дона Боско и т.д.). Салезианцы уже успели обосноваться и в России (г. Гатчина), откуда снабжают религиозной литературой католические приходы Украины, где уже создана разветвлённая сеть католических неправительственных фондов и религиозных орденов. К примеру, католические фонды Кirche in Not (ФРГ), Caritas (Ватикан), Circolo San Pietro, Oasi di San Giuseppe (Италия) оплачивают возведение храмов и образование в престижном «Коллегиум-руссикум» (Ватикан), довольно закрытом учебном заведении, нацеленном на подготовку католических миссионеров для всего постсоветского пространства.
1 марта 2010 г. премьер Молдавии Влад Филат на конференции епископатов Юго-Восточной Европы заявил, что для Молдавии «католицизм должен играть решающую роль на пути в Европу» и включиться в дело «воспитания народа». Апостольский нунций в Молдавии архиепископ Франсиско-Хавьер Лозано заверил в поддержке Святым Престолом усилий страны на пути к полной интеграции с ЕС. Между тем количество молдавских католиков составляет всего 20 тыс. человек (0,1% населения страны). Темой конференции были права и обязанности католического меньшинства в данном регионе. Сближение Кишинёва и Ватикана настолько очевидно, что в 2009 г. Молдавия впервые официально отметила католическое Рождество, не отменяя Рождества православного. И дело не во взвешенном подходе кишинёвских властей к вопросам вероисповедания населения республики, а в той поддержке, которую Римско-католическая церковь готова оказать евроинтеграционным (т.е. пронатовским) устремлениям молдавских «румынизаторов». Епископ Кишинёва Антон Кош (уроженец Румынии) охарактеризовал молдавских католиков как «живое меньшинство, преданное делу продвижения общего блага всего народа». При этом тогдашний и.о. президента Михай Гимпу заявил о полной поддержке католицизма со стороны властей. Параллельно с этим Молдавская митрополия православной церкви подверглась массированным нападкам в либеральных СМИ.
Ватикан принимает новую стратегию, где православная церковь рассматривается не как церковь, а как субъект мировой политики. Эта – новая стратегия международной политической борьбы и смены конфронтационной модели «Запад – Восток» на модель втягивания Востока в диалог по правилам атлантистского Запада. При этом Украина зажата между «латинской» Галицией и крымскими татарами – магометанами, поощряемыми из Львова и Стамбула, что является продолжением политики США по вытеснению ЧФ РФ из Крыма. Протестантский Вашингтон прекрасно уживается с католическим Ватиканом (и уж тем более Варшавой) и православным Бухарестом. Протестанты и католики проводят совместные обсуждения дальнейшей стратегии в республиках СНГ, координируют свои действия, забывая о религиозных противоречиях, ибо примирены общими геополитическими интересами. Искренне примиряться они не готовы только с православной Москвой.