Интерес
к персоне Тимошенко среди украинского электората заметно снизился, и ее перспективы быть новым Президентом
Украины становятся все более призрачны и туманны. Даже,
если ее не посадят.
Народ Украины практически не
следит за судебным процессом и за действиями самых верных бютовцев, которые
организовывают громкие, но жидкие массовки возле зала суда.
В вину Тимощенко
вменяют заключение невыгодных для Украины газовых договоренностей с
премьер-министром России Владимиром Путиным в январе 2009 года. Обвиняемая с
этим не согласна.
Процесс
над Тимошенко в условиях летнего политического затишья остается едва ли не
основной внутриукраинской политической новостью после принятия пенсионной
реформы. Таким образом, Тимошенко получила от власти прекрасную возможность
постоянно пиариться в теле- и других новостях.
Однако это пока не спасает ее рейтинг. По
данным опроса, проведенного в июне авторитетным на Украине Киевским
международным институтом социологии, рейтинг Тимошенко находится в районе 11%,
так же как и рейтинг основного ее оппонента среди оппозиционеров – лидера
партии «Фронт перемен» Арсения Яценюка. Это говорит о нескольких вещах:
Во-первых, ниже этого уровня рейтинг
Тимошенко уже не опустится – 11% граждан Украины всегда были буквально влюблены
в нее и видели в Тимошенко своего кумира. Соответственно, если
власть пытается дискредитировать ее путем данного судебного процесса, то на
электоральные расклады в стране перед парламентскими выборами в 2012 году это
уже вряд ли повлияет.
Однако
на фоне непопулярных социально-экономических реформ и отсутствия позитивных
новостей от власти (в том числе относительно евроинтеграции) может получиться
обратный эффект – Тимошенко перед выборами вновь станет мученицей как минимум
для 20%-25% населения (это уровень ее поддержки перед первым туром президентских
выборов 2010 года).
Во-вторых, Тимошенко все же исчерпала
ресурс «главного оппозиционера» и растеряла харизму. Это
уже не тот политик майданного типа, которого мы помним по 2004 году. На ней
«висят» два периода премьерства и нереализованные желания электората.
Следовательно,
Яценюк (при общих слабых ораторских и имиджевых данных) имеет шанс не просто
пройти в следующий парламент, а стать одним из основных представителей
западноукраинского электората. Однако для этого ему нужно более активное и агрессивное
медиа-позиционирование, а не молчание по ключевым информационным темам.
Вместе
с тем хочется отметить грамотную тактику Яценюка по отношению к своим коллегам
по оппозиции – он старается не вступать в переговоры с откровенно маргинальными
и ультранационалистическими силами типа партий «Свобода» и «Собор», вместе с
тем пытаясь организовать некую новую политсилу на основе более респектабельных
национал-демократов. Яценюк рассчитывает перетянуть к себе большинство
умеренно-националистического и не националистического электората Западной и
Центральной Украины.
В
следующем парламенте, при сохранении нынешних рейтинговых тенденций, мы можем
не увидеть Компартию, «Сильную Украину» относительно непопулярного министра по
социальным вопросам Сергея Тигипко, «Свободу» Олега Тягнибока и «Нашу Украину»
Виктора Ющенко. Несмотря на перспективы роста их рейтинга на фоне критики
власти за непопулярные у народа реформы, ни одна из этих политсил, скорее
всего, не преодолеет 5% барьер. Такой уровень поддержки, необходимой для
прохождения партий в парламент, предусмотрен новым законом о выборах, который,
скорее всего, будет принят осенью этого года.
Конечно,
данные политсилы – опять же, согласно этому законопроекту – все же будут
представлены в парламенте депутатами-мажоритарщиками. Однако их вес будет
сильно ограничен же численностью партийных представителей.
Возвращаясь
к процессу над Тимошенко, стоит отметить, что, в-третьих, усилия власти, по-видимому, направлены не на ее
дискредитацию, а на недопущение Юлии Владимировны до выборов путем осуждения на
условный срок – с судимостью баллотироваться в Верховную Раду уже нельзя
(эту версию высказывает большинство украинских политологов). Это отберет у
Тимошенко парламентскую трибуну, что ослабит ее медиа-позиции.
В-четвертых, власть все же понесла
некоторые имиджевые и внешнеполитические издержки от суда над Тимошенко, а
также над экс-министром внутренних дел – Юрием Луценко. Евросоюз и США
используют эти события как очередной рычаг для давления на украинскую власть в
переговорах о продолжении евроинтеграции Украины.
Вообще,
рассматривая события вокруг экс-премьера, стоит отметить их «психологический
характер». Многие авторитетные эксперты непублично отмечают, что давление на
Тимошенко обусловлено личной неприязнью к ней со стороны президента Виктора
Януковича. Это объясняет то, что между двумя стратегиями «уничтожения»
Тимошенко – замалчиванием и тотальным давлением – власть выбрала именно
последнее. Такая стратегия кнута непременно должна дополняться какими-то
«пряниками», демонстрирующими не только суровое, но и дружелюбное отношение
президента к остальной системной оппозиции. Иначе перед Януковичем встанет
опасность создания относительно широкого оппозиционного фронта (аналог
ситуации, в которой оказался Кучма в 2003-2004 годах).
В то же время для Тимошенко очевидна
необходимость отхода от стратегии «одна партия – один лидер» и выдвижения
молодых и харизматичных политиков, дополняющих образ Тимошенко. Пока она сама
препятствует этому, ограничивая электоральные возможности «Батькивщины». К
примеру, внутрипартийный отпор своим начинаниям получает Н.Королевская,
организовавшая серию протестных акций весной этого года. С такой стратегией
харизматичная в прошлом Тимошенко будет оттеснена Яценюком, у которого пока
есть запас веры в него избирателей –он еще не был премьер-министром Украины. |