Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Август » 2 » Жилье в кредит.
15:53
Жилье в кредит.

Леонид Иванович, расскажите о состоянии выполнения программы «Доступное жилье» на конец июля-2011?

Как известно, правительством принято решение и выделено 100 млн. гривен для финансирования этой программы. В середине июля состоялось заседание комиссии Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, которым утвержден перечень объектов, которые могут быть допущены к участию в этой программе на основании предложений областных администраций. Сегодня этот перечень официально передан нам, и мы начали фактическую работу: отправили список объектов в региональные управления для детальной проверки на месте наличия разрешительной документации, лицензии у подрядчика, отсутствия обременений на объекты незавершенного строительства со стороны банков или Налоговой администрации. Затем мы окончательно утвердили перечень объектов – этим занимается у нас Кредитный комитет – и обнародовали список объектов на официальном сайте.

Уже оповещены областные администрации и исполкомы городских советов, которые ведут квартирный учет граждан, что те, кто стоят в очереди на жилье, могут к нам обращаться с целью получения государственной поддержки.

Реально из 100 миллионов Министерством финансов уже выделено 39 миллионов, которые мы рассчитываем освоить в ближайший месяц. Думаю, это позволит почти в полтора раза увеличить число людей, по сравнению с тем количеством, которые получили такую государственную помощь в прошлом году.

А насколько эффективной оказалась программа «Доступное жилье» в прошлом году?

В 2010 году по этой программе получили поддержку 600 семей. Получив государственную поддержку в размере 70 миллионов, эти люди вложили свои средства, и таким образом в строительную отрасль пришел финансовый ресурс, который позволил разморозить строительство 43-х объектов стоимостью 2 миллиарда гривен. Люди принесли вместе с государственной поддержкой 220 миллионов гривен, а разморозили 2 миллиарда гривен. Это позволяет ввести в эксплуатацию не 600 квартир, а 6 тысяч. Поэтому главный эффект программы, наряду с важнейшей социальной направленностью – ее влияние на строительную отрасль экономики.

В этом году, исходя из выделенной суммы в 100 миллионов, мы рассчитываем оказать поддержку где-то около 900 семьям. Кроме того, во время заседания правительства, на котором принималось решение о выделении средств на эту программу, был разговор о том, что когда эти 100 миллионов будут освоены, то может быть рассмотрено предложение об увеличении данных сумм. Мы на это, безусловно, рассчитываем.

Сколько объектов из 43-х, фактически участвовавших в программе «Доступного жилья», которая стартовала осенью-2010, сегодня закончено?

Объекты строятся по графику, закончено 19, думаю, что до конца июля еще несколько объектов будет введено в эксплуатацию. У нас нет сомнений, что до конца 2011 года все объекты в соответствии с графиком будут завершены.

Расскажите о том, как проходит реализация программы компенсации процентов по кредиту? Насколько мне известно, с 2009 года это программа недофинансирована…

Эта схема очень привлекательная – на первый взгляд. Но она таит в себе проблемы в будущем. Программа работала в 2003-2008 гг., наибольший прирост был в 2005 году, было выдано очень много кредитов и удалось привлечь почти 2 миллиарда гривен от коммерческих банков. Но при этом отложенная нагрузка на государственный бюджет составила больше 1 миллиарда. То есть в первый год вроде как немного надо, но фактически – каждый год теперь нужно вкладывать большие средства, чтобы обеспечивать обязательства по прежним кредитам. В 2009 году возникло недофинансирование, 62 миллиона гривен бюджет не выделил, которые мы до сих пор не сумели погасить. В прошлом году государство выделило 110 миллионов гривен, в этом году предусмотрено 103 миллиона – по расчетам текущего года. И выполняет Минфин полностью график финансирования – мы получили уже около 60 миллионов.

А задолженность – мы в прошлом году где-то процентов 15 погасили. На конец текущего года ожидаем задолженность порядка 36 миллионов из 62-х, то есть задолженность 2009 года с трудом, но гасится. Мы ставим вопрос перед Минфином, с народными депутатами работаем, думаю, осенью, когда парламент начнет работать, мы выйдем на какие-то предложения с тем, чтобы погасить, наконец-то, эту задолженность.

Но если мы бы каждый год принимали обязательства по такой программе, то через 10 лет нам нужно было бы не 100 млн. предусматривать по ранее взятым обязательствам, а миллиард. Поэтому с этим инструментом надо очень аккуратно работать.

Мы, безусловно, не принимаем обязательств новых, пока не погасим задолженность.

Эта схема очень хорошо работает на краткосрочных кредитах – например, с поддержкой сельхозпроизводителей, когда фермер весной взял кредит, а осенью он собрал урожай и кредит погасил. А в случае с ипотекой – это на 20 лет отложенная проблема, которая может спровоцировать возникновение головной боли у правительства.

Но эта программа все же должна иметь место для какой-то категории молодых семей. Например, если государство определит приоритет – молодым ученым, или семьям, которые имеют много детей, по отношению к представителям какой-то отрасли. Поэтому я думаю, что в перспективе эта программа будет возобновлена, но уже с другими приоритетами.

Какую сумму в 2011 году в целом выделено на кредиты для молодежи?

В текущем году мы ожидаем выдать кредитов на 60 миллионов за счет средств государственного бюджета, порядка 40 миллионов за счет средств местных бюджетов (по крайней мере, такая сумма задекларирована и 10 миллионов уже выделено) и около 30 миллионов планируем выдать за счет собственных средств – средств уставного капитала Фонда.

До недавнего времени, к сожалению, некоторые из участников программы льготного кредитования предыдущих лет должны были платить по кредитам на покупку квартир в объектах, стройка в которых не ведется.  Расскажите, пожалуйста, как был решен этот вопрос?

В период финансового кризиса и из-за ряда внутренних проблем возникло несколько проблемных объектов, строительство которых практически приостановлено. Таких объектов всего около полутора десятка, больше всего, к сожалению, в Киевской области, есть в Одессе, Харькове и в ряде других областей. Изучив ситуацию в этих объектах и придя к выводу о том, что есть объективные причины, по которым строительство не ведется, и люди к этому отношения не имеют, мы действовали в трех направлениях.

Первое направление – мы данные по этим объектам передали в соответствующие правоохранительные органы, чтобы они могли разобраться с теми застройщиками, которые должны были бы строить.

Второе – мы проинформировали Кабинет Министров, Министерства, и внесли предложение принять соответствующее решение КМУ, которое позволило бы нам решить вопрос обеспечения жильем этих людей, не обязательно на этом объекте. И работа в этом направлении ведется, проект постановления КМУ мы передали в министерства, но подробнее об этом пока говорить преждевременно, потому что идет рабочий процесс согласований.     

И третье – на период этой нашей работы по подготовке такого решения, пока будут другие найдены механизмы, мы инициировали,  и Кабинет Министров принял постановление о кредитных каникулах для всех тех 680 людей, которые вложили средства в эти проблемные объекты.

В данный момент нет ни одного объекта в рамках льготного кредитования, стройка которого остановлена, и при этом люди должны продолжать платить по кредиту.

Будет ли достроен каждый из тех проблемных объектов?

Я вам приведу пример объекта, который не будет достроен. В 2003 году в Броварах одна компания решила построить жилой объект, объявила о нем. Каким-то образом этот объект попал в перечень объектов для кредитования, люди получили кредиты, но на сегодняшний день под этот объект еще даже земля не выделена. С 2003 года. Поэтому я отдаю себе отчет, что там объект будет вряд ли построен. Но мы так и не ставим вопрос – что именно этот объект должен быть достроен. Мы ищем схему, как обеспечить людей жильем – на этом или на другом объекте. А может человек вообще скажет, что не хочет более участвовать в программе – значит, мы должны найти механизм возврата его средств. Идет наработка вариантов и предложений.

А в будущем есть гарантии, что такое не будет повторяться?

Мы приняли меры, чтобы исключить в дальнейшем появление таких объектов. Вот схема, которая запущена по программе доступного жилья, которая действует с прошлого года: объект проходит сначала областную администрацию, застройщик подает по согласованию с областной администрацией пакет документов в министерство. Там и справка от Архстройконтроля о том, что объект строится, и степень незавершенки, потом мы проверяем лицензию, наличие разрешений и прочие вещи – то, чего раньше не делалось Фондом. И только после этого мы пускаем объект на сайт. И если у нас в прошлом году было, к примеру, семь объектов в Киевской области, а в Киеве – пять объектов, то человек приходит к нам, он видит эти объекты и выбирает объект, договаривается с застройщиком, а потом приходит к нам и получает помощь. То есть, нет такого, как было раньше, когда человек приходил и ему говорили: «Вот, сюда – или никуда».

Во-первых, проверка объекта. Во-вторых, выбирает сам человек. И дальше – наш контроль: каждый месяц застройщик перед нами отчитывается о ходе выполненных работ. Мы нанимаем людей, которые имеют соответственную лицензию от Минрегионстроя по технадзору, они проверяют, дают нам независимую справку, и только потом мы перечисляем деньги.

То же самое по молодежному кредитованию. Но там остались объекты, которые были включены в перечень, и в которые вложены средства людей, есть проблемные и есть не проблемные, которые продолжают строительство, и мы даем им средства. А все новые объекты будут проверяться по той же схеме, как в программе строительства «Доступное жилье». То есть мы приняли меры, чтобы исключить в дальнейшем возникновение проблемных ситуаций. 

А насколько вообще эффективна, по Вашему мнению, программа льготного кредитования молодежи под 3% годовых?

Если говорить о динамике, то в этом смысле есть позитивные изменения: если в 2009 году было ноль, а в 2010 году Правительством было выделено 36 миллионов гривен, то в 2011 году предусмотрено 60, из которых 30 миллионов по факту мы уже получили. В этом году мы рассчитываем обеспечить такими кредитами не меньше 500 семей. Местные бюджеты тоже уже профинансировали около 10 миллионов гривен.

Но при этом мы понимаем, что даже 500 семей, даже 1000 семей – на всю Украину это не так много. И сегодня, в рамках распоряжения Кабинета Министров, которым предусмотрено отметить 40 лет создания движения молодежных жилищных комплексов, создан оргкомитет, который вместе с Наблюдательным Советом Фонда создал рабочую группу. Эта группа нарабатывает проект закона, который носит условное рабочее название «Про особливості державної підтримки забезпечення молоді житлом», и мы хотим, подняв эту тему до уровня закона, поднять статус этой темы до уровня государственной, до законодательного уровня и заложить там механизмы государственной поддержки молодежи с точки зрения обеспечения жильем.

Что Вы хотите этим законопроектом изменить?

Та программа, которая была утверждена в 2002 году на период до 2012 года – нормальная, но работает только в одном направлении – кредитование под 3% годовых. Государство, к сожалению, не имеет ресурсов, чтобы на таких условиях и с такими льготами (в частности, прощения части долга при рождении детей) обеспечить жильем большое количество молодых семей. С другой стороны, это может быть даже социально несправедливо, потому что есть молодая семья, которая имеет достаточно хороший заработок для того, чтобы взять кредит в коммерческом банке. У кого-то доходы позволяют взять кредит – пусть не такой дорогой и не льготный – но под 10% годовых, как сегодня мы выдаем за счет собственных средств Фонда. Кому-то надо давать льготный кредит под 3% годовых, а кому-то надо давать, стимулируя демографию, льготы при рождении детей. Другой семье надо дать возможность жить отдельно в малогабаритной квартире на условиях найма, как практикуется во многих других странах. При этом она легально прописана, имеет возможность получать жилищную субсидию, платить только за коммунальные услуги. И самое главное – имеет право на государственную поддержку.

А сегодня очень много молодых людей, в частности, в Киеве, которые снимают жилье, платят огромные деньги, при этом не прописаны, не стоят в очереди на жилье, не имеют право на улучшение жилищных условий, социальную защиту. Те, кто сдают жилье, не платят налоги, бюджет не получает доходы и тем самым уменьшается возможность оказывать молодежи государственную поддержку. То есть все взаимосвязано. А направленность и многовариатность закона, который мы разрабатываем, должна дать принципиальное решение, чтобы не тысяча семей в год, а хотя бы 20-30 тысяч могли решить свои жилищные проблемы.

А какие механизмы могут помочь этого достичь?  

Я смогу это сделать после того, как проект будет согласован рабочей группой, и мы его выпустим в свет как законопроект. Причем мы хотим это сделать с публичным обсуждением. В каждой области у нас есть региональное управление, которое взаимодействует с областной администрацией, с органами местного самоуправления; есть подразделения службы по делам молодежи и спорта, подразделения общественной организации «Укрмолодьжитло», которая в свое время «придумала» наш фонд. Есть молодые депутаты местных советов. Думаю, в августе мы уже получим проект нового закона, и хотим привлечь внимание к этой теме, провести круглые столы на эту тему, обсудить ее.

А какие новшества в целом можно ожидать в случае утверждения сегодняшней версии законопроекта?

Мы предлагаем ввести общественный контроль, создать общественный совет, куда бы вошли народные депутаты, представители КМУ, профсоюзов, работодателей, которые хотели бы удержать ценных сотрудников у себя на работе. И этот совет должен определять коэффициенты и приоритеты. Вы знаете, у нас сегодня есть рейтинг, желающим получить кредит начисляют определенное количество баллов. И система вызывает определенные вопросы. Мы дали предложение в министерство ввести другие коэффициенты. Но это определяют государственные чиновники. Наверное, надо, чтобы это делал общественный совет, исходя из тех приоритетов, которые действуют на сегодня.

Этот же совет должен контролировать, как используются средства. Кстати, мы предлагаем сегодня, чтобы в этот общественный совет вошел представитель Счетной палаты, которая проверяет использование государственных средств, но зачем проверять раз в три года, можно постоянно контролировать.

Расскажите подробнее, каким образом может работодатель участвовать в молодежном кредитовании?

В Запорожье по инициативе директора нашего Запорожского регионального управления внедрили следующий эксперимент года три назад. ЗАО «Запорожский железорудный комбинат» имел проблему молодых кадров. В итоге договорились, что часть кредита дает Фонд, а часть – предприятие. И таким образом 71 сотрудник получил жилье. Предприятию это интересно, потому что они дали своим людям связанный кредит: ты работаешь – ты нужен предприятию – ты можешь взять кредит.  А через сотрудничество с Фондом предприятие будет решать для себя ряд вопросов, связанных с налогообложением, с отнесением средств на себестоимость и так далее (не говоря уже о том, что кредиты может выдавать только финансовые учреждения).

Когда можно ожидать, что новый законопроект попадет в парламент?

Мы хотим передать этот законопроект в Верховную Раду в сентябре этого года. Есть народные депутаты, которые и сейчас активно участвуют в создании этого документа, и готовы лоббировать его принятие уже в текущем году.

Как продвигается работа над единым государственным реестром граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий?

Нам поручено министерством в рамках программы доступного жилья организовать работу по ведению государственного реестра граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Это тоже огромный объем работы, смысл которой состоит в унификации и упорядочении данных о людях, которые нуждаются в государственной поддержке. Сегодня очередь ведется в каждом органе самоуправления отдельно. Каждый местный совет имеет право устанавливать предельную площадь нуждающихся – 6 м.кв. в Киеве, где-то 5, где-то 7. Данные каким-то образом попадают в статистику, министерства. Как правило, эти списки не актуализируются, то есть это все достаточно условная цифра – миллион 200 тысяч семей. Но ведь это должна быть достоверная цифра, которая затем ложится в план социально-экономического развития и в бюджет! Поэтому принято решение, и это записано в законе, о том, что в государстве должен быть единый государственный реестр, и нам поручено этим заниматься.

Пока в пилотном варианте это отрабатывается в Вышгороде, в Харькове, до конца года еще 5-6 территорий мы можем взять в работу. И, думаю, что в течение следующего года мы полностью завершим работу над реестром.

 

Категория: Жилищная реформа | Просмотров: 1363 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru