В Украине снова на повестке дня рассмотрение
парламентом нескольких проектов закона Украины «О высшем образовании»
вызвало немалый общественный резонанс, похоже, повторяется.
Сейчас в ВР внесены аж три
законопроекта:
№9655 (от Кабинета министров Украины),
№9655-1 (от депутатов А.Яценюка
и Л.Оробец) и
№9655-2 (от депутата
Ю.Мирошниченко).
Внесение третьего законопроекта надо
считать особенно знаменательным явлением, ведь Юрий Романович Мирошниченко
не просто рядовой депутат, а представитель президента Украины
в Верховной Раде!
Напомним: в прошлом году
возникла пикантная ситуация конфликта двух якобы «провластных» законопроектов,
кардинально отличающихся между собой на концептуальном и, соответственно,
сущностном уровнях. В конце 2011-го оба
законопроекта (и «министерский», и Ю.Мирошниченко) были сняты
с рассмотрения ВР, и таким образом вопрос внутрифракционного
единодушия вроде решился.
Но проблема все же существует, потому что
за кажущимся единством властных сил скрываются глубокие сущностные
расхождения относительно сути необходимых реформ в сфере высшего
образования. Эти принципиальные расхождения касаются каждого из ключевых
вопросов, которые должны урегулировать новый закон: приведения отечественной
системы высшего образования в соответствие с европейскими
требованиями; роли государства в управлении учебным процессом,
научно-учебной и хозяйственной деятельностью вузов; организации вступления
в вузы и распределения государственного заказа; определения методов
достижения повышения качества отечественного высшего образования.
В случаях,
когда возникают подобные конфликтные ситуации, принято апеллировать
к наивысшему арбитру — президенту. В данном случае это совсем
просто, потому что существует провозглашенная президентом Украины «Программа
экономических реформ», содержащая раздел «Реформа системы образования». Именно
этот документ следует считать краеугольным камнем всех действий сегодняшней
власти в вопросе образовательных реформ. Затем предлагаем сравнить
внесенный КМУ проект закона Украины «О высшем образовании» (№9655) именно
с положениями президентской «Программы экономических реформ», а также
с протокольными поручениями президента Украины Кабинету министров Украины
относительно образовательной сферы.
Следует отметить, что законопроект А.Яценюка и Л.Оробец
(№9655-1) безусловно заслуживает отдельного детального рассмотрения, но,
принимая во внимание бесперспективность практически любых оппозиционных
законотворческих инициатив при сегодняшнем составе ВР, мы в данной
статье анализировать законопроект от депутатов «Фронту змін»
не будем. Только обратим внимание на парадокс: во многих
ключевых моментах этот документ значительно точнее соответствует задачам
президента, чем законопроект, внесенный Кабинетом министров!
То же можно сказать о законопроекте Ю.Мирошниченко, который дает
адекватный ответ практически на все приоритетные задачи реформы высшего
образования, начертанные в президентской программе. Но законопроект
Ю.Мирошниченко внесен третьим, а первым — законопроект от КМУ, что,
согласно нормам Регламента, делает документ №9655 базовым для рассмотрения.
Следовательно, именно он должен был наиболее полно соответствовать
обнародованной на сайте президента Украины «Программе экономических
реформ». Должен был… |