16.05.2011
в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 8521 "О внесении
изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты
Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства)", подготовленный Кабинетом Министров и лично
Николаем Азаровым.
Напомню,
что Совет предпринимателей в марте 2011 года подготовил, а Королевская Н.Ю.,
Власенко С.В. и т.д. зарегистрировали свой вариант законопроекта с аналогичным
названием (8276 от 21.03.2011), которым предлагалось установить для физических
лиц-упрощенцев 5 (!) категорий в зависимости от объёма годовой выручки (200
тыс., 300 тыс., 1,5 млн., 3 млн. грн.), наличия наёмных работников, вида
деятельности. Для
юридических лиц с количеством работающих до 50 человек предлагалось установить
годовой объём выручки до 10 млн. грн.
Позитив.
Проектом
№ 8521 предполагается полностью исключить 139.1.12. пункта 139.1.
статьи 139 НК, которым с 1 апреля было введено ограничение на отнесение в
расходы юридических лиц затрат на
операции с упрощенцами.
Для
сравнения законопроект № 8276 предусматривает лишь снятие ограничения лишь для
отдельных категорий упрощенцев. Но поскольку проект № 8521 в силу расстановки
политических сил в парламенте имеет больше шансов на прохождение, то думаю
целесообразно ориентироваться на его положения для получения представления о
будущем упрощённой системы и собственно упрощенцев.
Предполагается,
что упрощенцы не будут платить:
a) налог на прибыль предприятий;
b) налог на доходы для
физических лиц;
c) налог на добавленную
стоимость по операциям поставки товаров и услуг, место предоставления которых
расположено на таможенной территории Украины;
d) земельный налог;
e) сбор за осуществление
некоторых видов предпринимательской деятельности;
f) сбор на развитие виноделия.
Физические
лица-упрощенцы.
Во
внесённом проекте № 8521 физические лица разделены на три категории:
a) Предприниматели, которые
осуществляют «исключительно ремесленную деятельность, розничную продажу товаров
в торговых местах на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по
предоставлению бытовых услуг населению», без наёмного труда и с годовых доходом
до 150 минимальных заработных плат (МЗП).
Ставки
для данной категории устанавливаются ежегодно местными советами в пределах от 1
до 10 % МЗП на календарный месяц.
Для
данной категории отчётным периодом является календарный год (для всех остальных
категорий и юридических лиц – календарный квартал).
b) Предприниматели, которые
осуществляют производство и продажу товаров, предоставление услуг (кроме
посреднических услуг с недвижимостью и услуг в сфере страхования), с количеством наемных работников до 10
человек и годовым доходом до 1 тыс. МЗП.
Ставки
для данной категории устанавливаются ежегодно местными советами в пределах от 2
до 20 % МЗП на календарный месяц.
c) Предприниматели с количеством
наемных работников до 10 человек и годовым доходом до 2 тыс. МЗП.
Ставки
для данной категории и для юридических лиц-упрощенцев устанавливаются в размере
3 % +НДС или 5 % от годового дохода.
Юридические
лица-упрощенцы.
На
упрощённой системе налогообложения смогут находиться юридические лица любой
организационно-правовой формы с
количеством наемных работников до 50 человек и годовым доходом до 5 тыс. МЗП.
Упрощённая
система не будет распространяться на:
1)
Субъектов предпринимательств (как предпринимателей, так и юридических лиц),
которые осуществляют:
a) деятельность по организации и
проведению азартных игр;
b) обмен валюты;
c) производство, экспорт,
импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи ГСМ в ёмкостях до
20 литров и розничной продажи пива);
d) добычу и промышленное
производство драгоценных металлов и камней;
e) производство и реализацию
полезных ископаемых;
f) финансовое посредничество ;
g) деятельность по управлению
предприятиями;
h) деятельность по
предоставлению услуг почты и связи;
i) продажа предметов искусства,
коллекционирования и антиквариата, организация аукционов;
j) организация и проведение
гастрольных мероприятий.
2)
Физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют технические испытания и
исследования, деятельность в сфере аудита, предоставляют в аренду земельные
участки свыше 0,2 га,
жилые помещения более 100
кв. м., нежилые помещения более 300 кв. м.
3)
Страховых брокеров, банки и финансовые учреждения, регистраторов ценных бумаг.
4)
Физических и юридических лиц-нерезидентов и т.д.
Доходом
будет считаться
вся сумма, полученная от реализации товаров, работ, услуг в наличной или
безналичной форме за отчётный период. В проекте № 8521 чётко определено, что не
включается в объект налогообложения, в частности, суммы НДС (для его
плательщиков), суммы возвратной финансовой помощи и дивидендов, и т.д.
Авторы
законопроекта № 8521 предполагают, что Закон вступит в силу уже с 1 июля 2011
года. При этом выданные в
начале 2011 года свидетельства единщиков будут действительны только до 1
октября. Конечно, законопроект № 8521 может быть не проголосован на текущей
сессии Верховной Рады вообще. Однако, с учётом субъекта законодательной
инициативы, политической поддержки в парламенте и достаточно высокого качества
законопроекта, я не исключаю варианта, что он всё-таки будет принят в ближайшее
время.
P.S. 16.05.2011 в Верховной
Раде также был зарегистрирован законопроект № 8519, внесённый Королевской Н.Ю.,
которым предлагается
освободить предпринимателей-пенсионеров и инвалидов, в т.ч. избравших
упрощённую систему налогообложения, от
уплаты единого взноса на
общеобязательное государственное социальное страхование. После принятия
законопроекта, такие лица смогут уплачивать единые взносы в случае
добровольного (на договорной основе) участия в системе социального страхования.
Только, я думаю, что пенсионеры и инвалиды, желающие добровольно участвовать в
такой системе не найдутся. |