Украинское правительство постоянно обещает повысить пенсии. В итоге
одни получат 440 грн., другие — в десять раз больше. Но некоторые
пенсионеры повышения не дождутся — они по-прежнему будут получать свои…
10 тысяч грн. Ежемесячно
Эффект Билоконя
«Тех, у кого пенсии были больше 10 тыс. грн., — 768 человек. Из
них где-то 650 — это народные депутаты», — рассказал Фокусу глава
Пенсионного фонда (ПФ) Борис Зайчук. Самую высокую пенсию — более 20
тыс. грн. — по словам первого заместителя главы ПФ Василия Кравчука,
ежемесячно получали девять экс-работников прокуратуры. Но самый
известный в Украине пенсионер — ушедший в отставку министр внутренних
дел Николай Билоконь. Словосочетание «пенсия Билоконя» уже стало
нарицательным. При увольнении зимой 2005 г. ему ни в чём не отказывали:
по данным прокурорской проверки, бывшему главе МВД начислили 258,4 тыс.
грн. (более $50 тыс.) единоразовой помощи при уходе на пенсию, а
ежемесячные выплаты определили в размере почти 15 тыс. грн. И главное,
что по документам всё чисто. «Хоть это и неприятно, но специалисты
Счётной палаты и КРУ подтвердили — всё законно. Просто законы, особенно
постановления Кабмина, были подготовлены для выдающихся деятелей эпохи
«кучмизма», а закон в правовом государстве обратной силы не имеет», —
только и смог сказать по этому поводу Юрий Луценко, министр
внутриполитического ведомства. Как объяснил Фокусу
экс-министр финансов Виктор Пинзеник, тогда существовал порядок,
согласно которому пенсию назначали не за весь срок службы или за
определённый период, а в размере 90% от суммы, полученной за последний
месяц работы. «Был у учреждения премиальный фонд. Идёт кто-то на пенсию
— давайте на него выпишем, он раздаст потом», — объяснил Пинзеник. Этот
порядок в марте 2005 г. упразднило правительство Юлии Тимошенко, но
попользоваться им всё-таки успели. И Николай Билоконь — увы, не
единственный счастливчик.
Пенсия для военнослужащих
Особая категория — так называемые «военные пенсионеры», к которым относятся бывшие работники силовых ведомств и СБУ.
По данным Минфина, военные пенсии руководящего звена не только в 4-5
раз превышают средние выплаты гражданам Украины, но и существенно выше,
чем зарплата в этих ведомствах. К примеру, пенсия милицейского
полковника в среднем достигает 4 тыс. грн., в то время как его коллега
«при исполнении» получает в два раза меньше. Резкое повышение
военных пенсий началось в 2004 г. Тогда при их пересчёте разрешили
учитывать персональную ежемесячную надбавку, а силовики получили право
самостоятельно распоряжаться начислением пенсий. В результате их размер
за два года вырос в несколько раз. И в бюджете 2006 г. расходы на
содержание военных пенсионеров увеличили на 47%. Но выделенных 9,275
млрд. грн. всё равно не хватило из-за неконтролируемости системы
начисления. Самыми скромными в этой ситуации оказались те, ради
кого, собственно, и изменялись нормы пенсионного обеспечения — военные.
«Нет ни одного офицера, генерала в Вооружённых Силах, который получает
пенсию 12, 15 тыс. грн.», — заявил министр обороны Анатолий Гриценко.
Он предположил, что 17 тыс. такие пенсии могут быть разве что у военных
судей, военных прокуроров или в других силовых структурах. Это
подтвердили и в руководстве КРУ — мол, если бы в Минобороны
существовала такая вопиющая разница, их ведомство уже было бы завалено
обращениями, жалобами и соответствующими поручениями.
Люди с легендой
С начала 2007 г. функцию начисления пенсий военным пенсионерам
из ведомств передали Пенсионному фонду. Однако бывшие работники силовых
органов активно протестуют: они считают, что в ПФ не знают специфики их
работы, да и денег фонду может попросту не хватить. «У нас такие
правила, что на пенсию люди идут, но остаются в строю. Я думаю, что это
касается и многих армейских офицеров», — сообщил Фокусу
экс-глава СБУ Александр Турчинов. О специфике начисления пенсий говорит
и председатель Профсоюза аттестованных работников МВД Украины,
полковник милиции Григорий Кабанченко: «Есть люди, которые работают год
за полтора, например УБОП, есть и такие, которые работают «под
легендой». И если эти материалы пойдут в Пенсионный фонд, есть
вероятность, что их рассекретят, и у этих людей возникнут проблемы», —
объясняет он. Кабанченко прогнозирует, что после передачи военных
пенсионеров в ПФ возникнет дефицит финансирования на уровне 5 млрд.
грн. «Если с денежного обеспечения силовых органов — около 8 млрд. грн.
— платить 31% на пенсионное страхование, то почти 10 млрд., которые
нужны на пенсии силовиков, никак не наберётся», — посчитал профдеятель.
Не с теми боролись
Виктор Пинзеник утверждает: когда он был министром финансов, в
подготовленной бюджетной резолюции на 2007 г. предусматривались единые
правила назначения пенсий. « Мы хотели упразднить существующий аморальный раздел на чёрных и белых пенсионеров», — подчеркнул экс-министр. «Нельзя
бросаться в такую крайность, как уравниловка. Но нельзя допускать и
такую пропасть, когда пенсии различаются в десятки раз», — отмечает
глава парламентского комитета по делам пенсионеров, ветеранов и
инвалидов Пётр Цыбенко (КПУ). Он считает, что ликвидировать эту
пропасть можно, если привести пенсионное законодательство к двум-трём
законам. Ведь сейчас пенсионное обеспечение в нашей стране регулируют 24 закона, например, «О
статусе судей», «О прокуратуре», «О государственной службе». В
результате, до того, как военных пенсионеров передали Пенсионному
фонду, пенсии назначали семь министерств и прочих органов
исполнительной власти, в каждом из которых были специальные
«пенсионные» подразделения и действовали различные правила назначения
пенсий. Именно это и сыграло решающую роль в том, что максимальная пенсия была больше минимальной почти в 100 раз. До сих пор попытки ограничить размер пенсионного обеспечения заканчивались неудачами.
Последний раз это пробовали сделать в позапрошлом году. Но с подачи
народных депутатов, озаботившихся накануне окончания полномочий своей
старостью, Конституционный суд решил оставить госслужащим, дипломатам,
работникам прокуратуры, судьям, помощникам депутатов и самим нардепам
гособеспечение на уровне 90% от их зарплаты без всяких «потолков». Теперь,
даже после «обрезания» c 1 января 2007, несправедливость всё-таки
осталась: одним нельзя получать больше 12 минимальных пенсий — 4,5
тыс., а другим — более 10 тыс. Узнать конкретные суммы и фамилии самых
обеспеченных пенсионеров сложно. По информации Харьковской
правозащитной группы, такие выплаты устанавливаются закрытыми указами и распоряжениями Президента и Кабмина.
А вот по неофициальным данным, уволившийся 2 года назад председатель
Верховного суда Василий Маляренко получал пожизненное содержание около
40 тыс. грн. Что же касается пенсий нардепов, то здесь лучшим примером
может служить экс-президент Леонид Кучма, который решил отказаться от
своей президентской пенсии в пользу более высокой депутатской (он был
депутатом Верховной Рады в 1990-1992 гг.). Просьбу экс-президента
удовлетворили, и до январского ограничения он получал свыше 18 тыс.
грн. Вполне возможно, экс-президент и другие «уважаемые люди» и сейчас
получают куда больше 10 тыс. грн. Ведь отечественное законодательство
позволяет снять все ограничения, не придавая этот факт огласке.
http://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/pensiya/stati/pensionery_osobogo_znacheniya |