Во время недавней прямой линии Виктора Януковича один из самых часто встречающихся вопросов касался коммунальных тарифов. Народ живо интересовался: почему тарифы в разных городах по Украине отличаются в несколько раз? Янукович пообещал, что разберется и тарифы в Украине примерно сравняются.
Вопрос только, в какую сторону — самых высоких или самых низких?
Вопрос сей далеко не праздный в свете грядущего повышения цен. Напомним, по требованию МВФ уже с апреля тепло должно подорожать на 26%, а с октября — еще на столько же. Правительство говорит, что это необходимо, чтобы привести тарифы к «экономически обоснованному» уровню (цена на тепло поднимется из-за роста цен на газ для предприятий ЖКХ). Но с учетом разнобоя в уже существующих тарифах впору задуматься: какие именно тарифы являются экономически обоснованными? Те, которые низкие? Или те, которые высокие? И, может быть, не нужно будет повышать тарифы в тех городах, где они и так уже задраны выше меры? Может быть, там и так уже рентабельность продаж услуг населению достигает сотни процентов?
ОПРАВДАНИЯ ЖКХ. Сами коммунальщики оправдывают разницу в тарифах себестоимостью услуг: мол, в каких-то городах вода близко, а в каких-то ее приходится тянуть издалека. Кое-где теплосети более изношены, кое-где менее. Какая-то «сермяжная правда» в этих пояснениях есть, считает глава Ассоциации жилкомхозяйства Александр Семченко. Но нередко тарифы рассчитываются с запасом, особенно в глубинке, где за ними нет строгого контроля. По словам Семченко, стоимость любой комуслуги (вода, тепло) включает в себя постоянные затраты: это содержание самого предприятия, выплата персоналу зарплат, которые не зависят от того, больше или меньше тепла и воды продадут потребителям, и переменные — закупка газа, угля. Чем большему числу потребителей (это как промпредприятия, так и жилдома) поставляется услуга, тем она дешевле. Поэтому в больших промышленных центрах «коммуналка» всегда будет дешевле, чем в маленьких городах. Но даже в этом случае она может отличаться максимум на 30—40%. Ведь в тарифах стоимость топлива (которая по всей стране примерно одинакова) составляет 60%, потери 10—13%, остальные 27—30% — это постоянные затраты котельной или ТЭЦ. Вот эти две последние позиции (потери и постоянные затраты) и варьируются от города к городу, но все равно это не может давать разницу в 2—3 раза. Поэтому именно здесь и «сидят» необоснованные накрутки на «коммуналку» (см. статью «Схема тарифного грабежа украинцев»).
ТАРИФ ЕДИН. Правительство обещает положить этому конец. С недавних пор тарифы на коммунальные услуги утверждают не местные власти, а Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики. Как разъяснил нам начальник управления ЖКХ Нацкомиссии по регулированию энергетики Николай Расковский, НКРЭ разработала три отдельных базовых тарифа на основные виды комуслуг: производство тепла или воды, их транспортировка и поставка конечному потребителю. Например, везде базовая цена 1 гигакалории тепла — 180 грн., а транспортировка 1 куб. м воды на 1 км — 5 копеек. Тогда, если котельная современная, она уложится в эти деньги, а работающая на устаревшем оборудовании с низким КПД потратит, допустим, 200 грн. на гигакалорию. И местным властям придется думать, что выгоднее: дотировать «коммуналку» из горбюджета или модернизировать котельную? Но просто покрыть все потери за счет повышения тарифа у них уже не получится.
Планируется, что до конца марта эти тарифы зарегистрируют в Минюсте. И когда они вступят в силу, все коммунальщики рассчитают по формулам стоимость своих услуг. И тогда станет видно, насколько отличаются тарифы в разных местах и за счет чего их можно снизить или удержать на нынешнем уровне (модернизация оборудования, дотации из бюджета).
«Более чем в половине городов страны уже проанализирована информация по тарифам на «коммуналку», в основном, они высокие там, где теплосети и водопроводы изношены на 50—70%, — говорит пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко. — Когда тарифы станут единообразными, на местах появится стимул для прокладки новых труб, ведь списывать на потери уже не получится. И не получится их покрывать за счет завышенных тарифов на коммунальные услуги».
Другими словами, там, где сейчас тарифы завышены, они не будут серьезно повышаться в этом году. По крайней мере, так можно понять обещание правительства. Посмотрим...
СХЕМА ТАРИФНОГО ГРАБЕЖА УКРАИНЦЕВ
Коммунальные тарифы можно необоснованно увеличить двумя способами: завышением объема потерь воды и тепла и увеличением накладных расходов, поясняет Александр Семченко. На практике, как правило, используются оба способа. И если завышать потери воды и тепла сколько угодно не получится (есть норматив — не более 13% от поставленного объема), то затраты на производство тепла или поставку холодной воды можно раздувать до бесконечности. Например, включать в расходы консалтинговые и сервисные услуги по обслуживанию компьютерной базы, затраты на закупку оборудования, программного обеспечения, обслуживания автопарка, оборудования по ремонту сетей и т. д. Помогают повышать тарифы и местные органы власти: например, изменяя нормативы на отопление. Так, в одном из городов после модернизации теплосетей на 1 кв. м стало расходоваться не 0,14, а 0,15 гигакалории в год — вот и рост тарифов на 7%.
ЦЕНА ВОПРОСА. Какова цена такого коммунального воровства для рядовой украинской семьи? Как видно из нашей таблицы, наиболее часто встречаемый тариф на отопление — около 3,5 грн. Его можно принять как относительно обоснованный. В то же время во Львове — 6,22. То есть в месяц семья львовян, которая проживает в двухкомнатной квартире площадью 50 кв. м, переплачивает около 150 грн. В Люботине — около 250 грн.! Или возьмем холодную воду. Средне-обоснованный тариф по стране — 3—4 грн. А вот в Первомайском (Харьковская область) — 8 грн. И в этом городе семья из трех человек переплачивает в месяц более 80 грн.