Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Май » 9 » Таможенный союз.
21:28
Таможенный союз.
На Украине продолжают обсуждать переговоры Владимира Путина и Виктора Януковича в Киева, главным вопросом которых было членство Украины в Таможенном союзе. Логика приглашения Украины в этот клуб очевидна. Однако вопрос, судя по всему, снова «завис». У подобного переговорного поведения Украины есть целый ряд причин, для осознания которых ситуацию Украины, ЕС и ТС следует рассматривать как в целом, так и по отдельным частям.

Прежде всего — условный «выбор» между Зоной свободной торговли с ЕС и членством в Таможенном союзе действительно не сводится к банальному бухгалтерскому подсчёту экономических плюсов и минусов, как это может показаться стороннему наблюдателю, к частью своему от украинских реалий отдалённому.

Казалось бы, возможности и перспективы обоих альянсов стоит рассматривать серьёзно. Почему же в таком случае Россия, благодаря усилиям украинских СМИ, уже на стартовых позициях выступает в качестве агрессивного захватчика, а Евросоюз — собранием джентльменов, обладающих неземной любовью к Украине и огромными средствами для грядущего безвозмездного вложения в эту восточноевропейскую страну?

В украинской политике настолько сильны иррациональные тенденции, что не учитывать их просто нельзя. Объективная полезность для государства отнюдь не всегда совпадает с выгодой тех лиц, или правильнее сказать, движений и структур, которые в данный конкретный момент занимают высшие государственные посты. «Оседлавшие» киевский Олимп националисты с самого начала 90-х годов прошлого века без какой-либо конкретики утвердили курс в Европу. При этом никто по сей день не утруждает себя обоснованием этого курса. И на простой вопрос — какая Европе будет выгода от членства Украины в своих славных рядах, ответ, сформулированный в экономических категориях, не возник вплоть до нынешнего, 20-то года украинской независимости. Но курс «на Запад!» остаётся неизменным. Дескать, у Европы есть главное — много денег и доброжелательности. А там как-нибудь образуется. В этом, по сути, и состоит национальная идея экономического чуда.

Политический «Львов» — столица Украины?

Специфика украинской державы такова, что государство в своих политических планах (как внешних, так и внутренних), стратегически ориентируется исключительно на Западную Украину, политические выходцы которой держат пальму первенства по уровню криков и способности подкреплять доводы исключительно эмоциями. При всей парадоксальности такого подхода в государственных делах, рационалисты и действительно толковые эксперты, по обыкновению бывают оттеснены в сторону. Естественно, что решение " ЗСТ или ТС" с оглядкой на то, как бы экзальтированные «западники» не обиделись, банально сводится к сугубо идеологическому принципу, какие бы фактические, осязаемые финансовые выгоды не лежали на кону. При всей странности такого подхода, он действует, и во многом является определяющим.

Приверженность Западу, при всей внешней дружбе с Россией, демонстрирует и нынешняя украинская власть. Эта стабильная картина нарушается лишь тогда, когда безысходность ситуации бьёт буквально в лоб украинскую экономику, после чего начинаются некие вынужденные движения навстречу России, с беспрерывными речами о неких несправедливостях и ущемлениях. Так, на встрече премьера Путина с руководством Украины главу российского правительства уведомили, что Украина собирается сотрудничать с Таможенным союзом согласно некоей формуле «3+1». То есть, как бы и сотрудничает, но с непременным акцентом на «незалежность» и отдельный еврокурс.

Уже по этой причине можно предположить, что альянсы с Россией если и будут, то именовать и оформлять их будут настолько вяло и обтекаемо, что самый подозрительный радетель украинской суверенности и евроинтеграции не заподозрит неких союзов с Россией. Если кто-то и утруждает себя подсчётом этих самых выгод, то калькуляция производится путём подсчёта каких-то совершенно эфемерных вакуумных коней.

Как Украина будет завоевывать рынок емкостью 16 триллионов евро?

Юлия Тимошенко проводит сравнение: «Европейский Союз — это рынок емкостью 16 триллионов евро, а то, что предлагается сегодня Януковичем, вступление в Таможенный союз — это немножко более одного триллиона долларов. Это несопоставимые вещи. Если Украина хочет вернуться в прошлое и хочет вычеркнуть себя как участника и игрока европейских рынков, то надо делать так, как предлагает Янукович. Но, если мы хотим действительно развивать свою экономику, создавать рабочие места, повышать социальные стандарты, иметь рынки сбыта, то наше место — в зоне свободной торговли с Европейским Союзом», — подчеркнула Тимошенко.

Сравнение количества триллионов наверняка согреет сердце любому стороннику евроинтеграции. Любому ясно, 16 и 1 — никакого сравнения, и куда направить свои алчущие взгляды понятно любому на интуитивном уровне. Пока не уточнить — а чем эти самые триллионы предполагается завоёвывать? Наукоёмкой продукции, которую можно предложить Европе до сих пор не наблюдалось. Украина, добавим, уже состоит членом ВТО. Членство это обставилось превеликой помпой и объяснениями народу — что вот теперь-то наступит счастье. В рамках ВТО, казалось бы, сам Бог велел поражать воображение европейцев достижениями творческой мысли свободного украинского народа, имея полную свободу заваливать прилавки Франции или Испании невероятного качества товарами. Тем не менее, после вступления в ВТО очень быстро выяснилось — процесс товарообмена не только разительно отличается от декларируемого счастья украинской торговли, он вместе с обязательствами, идёт непременно в обе стороны. А у стран-членов ВТО возможностей по предложению куда больше, и свободному рынку в условиях финансового и перепроизводственного кризиса они оказались весьма рады. В результате чего Украина не только не улучшила своего финансового состояния, но и была вынуждена закупать совсем уж странные вещи, вроде сахарного тростника и прочих товаров, которые выступают в прямой и непобедимой конкуренции товарам, производимым на Украине. Сколько бы времени не шли кампании с грустными, по своей сути, названиями «Поддержи украинского производителя» и «Покупай украинское!», обыватели не пожелали на них откликнуться, тратя деньги на покупку иностранных товаров. Вряд ли зона свободной торговли с ЕС сильно поможет устоявшемуся уже статус-кво, согласно которому Украина занимает нишу большого покупателя, но маленького продавца.

Чем плоха формула «3+1»?


Надо отдавать себе отчет, что негативные последствия Зоны свободной торговли с Евросоюзом проявятся очень скоро. Особенно с учётом формулы «3+1», которая, по словам украинской стороны, должна в себе содержать и зону свободной торговли с Таможенным союзом. То есть — свободно торговать и с Европой, и с Таможенным союзом. И вот тут-то находится главная «мина» подобной схемы.

Премьер-министр РФ Владимир Путин неоднократно повторял, что в случае введения ЗСТ между Украиной и ЕС, Россия будет вынуждена принять вполне определённые меры по этому поводу. А именно — ввести дополнительные «заслоны» на своей границе. Разумеется, тут же поднялась буря возмущения в украинских СМИ, где заявление Путина окрестили «торговым ультиматумом» и прочими терминами конфликтного словаря, предвкушая новую торговую войну. Хотя если взять на себя труд задуматься, то что, простите, в заявлении главы российского правительства странного?

Граница Украины и России в настоящее время достаточно условна. Причём условна она не только для пассажиров, но и для товаров. Что будет в ситуации, если на Украину благодаря ЗСТ хлынет мощный поток товаров из Европы? Нужно будет либо закрывать все собственные предприятия, либо искать рынок сбыта для вытесняемой «европейцами» продукции. А, как известно, товарооборот с Россией у Украины занимает наибольшую долю в её торговле, и миграция украинских товаров на Восток, с учётом невозможности движения на запад, приведёт к тому, что российскому производителю придётся испытать «вторичную» экспансию. Должно ли это заботить российское правительство? Безусловно.

Ультиматумом это уж никак не является, скорее это именно то, что римляне именовали usus practicus, «практическая необходимость». Другие способы защиты российского производителя трудно придумать и ещё труднее реализовать. И совершенно непонятно, благодаря чему образуется картина, с двумя ЗСТ для Украины и соблюдением российских интересов, что переводит формулу «3+1» в раздел очень теоретической математики.

Владимир Путин, собственно, ничуть против самого европейского рынка не протестовал. Он вполне конкретно озвучил предложение о «командной» игре: «Вести переговоры с ЕС в формате единого экономического пространства либо Таможенного союза — это совсем другое дело. И позиции совсем другие, гораздо более выигрышные», — добавил премьер России. И чётко назвал цифры — прямой выигрыш Украины будет составлять примерно от 6,5 млрд. до 9 млрд. долларов в год. Но эти слова также были сочтены украинскими «патриотами» доказательством стремления заставить Украину идти в экономическое рабство. Стандартные шаблоны о «колониализме», «преемственности геноцидов» и «новой оккупации» прилагались. Политический пенсионер Ющенко, лишний раз продемонстрировал понимание экономики, как лженауки, заявив следующее: «Речь идет про то, как сохранить украинскую независимость. Речь идет даже не про экономические вопросы. Сверхцель этого процесса — Украина теряет политическую независимость. Это суть всего, что происходит вокруг Таможенного союза», — сказал он.

«90% всей кассы Таможенного союза должно отходить к России. 92% Таможенного союза базируется на законодательстве России. Перезвоните в Казахстан и спросите, что у них делается с ценами». Кому именно звонить в Казахстан и почему именно 92%, а не 91,5% — привилегированный пчеловод изумлённым журналистами не сообщил. Равно как и то, почему такая же «потеря» независимости в пользу Евросоюза — дело благое и само собой очевидное.

Пресловутые 16 триллионов — это не просто журавль в небе, это какое-то летающее существо с иной планеты. Тем не менее, многие украинские политики предпочитают стремиться именно к ней. Тут нужно дополнительно уточнить, что альтернатива многократно превосходит синицу по своим возможностям, потому как триллион доступный частично и буквально на днях — намного лучше шестнадцати триллионов, недоступных вообще.

Другой экономист, не обладающий размахом фантазии Тимошенко, Сергей Тигипко, утверждает, что: «преимущества вступления в Таможенный союз очевидны — внутренние цены на газ и нефть, от импорта которых зависит украинская экономика — принесут стране существенные, но краткосрочные выгоды. В то же время, если рассматривать среднесрочную перспективу, то огромный платежеспособный рынок Евросоюза — желанная цель украинских товаропроизводителей», — продолжил свою мысль Тигипко.

Опять-таки, осталось за кадром — представляют ли собою украинские производители желанную цель для европейских денег. И упущен такой важный фактор, как время. Образно говоря, среднесрочная перспектива — она на то и среднесрочная, что выгода от неё наступит в лучшем случае послезавтра. А деньги украинскому бюджету нужны, так же аллегорически, позавчера. Иначе с чего бы главной темой украинских новостей уж который месяц является вопрос — когда будет кредитный транш от МВФ, и каковы его размеры?

К вопросу о кратковременных выгодах. Торговля — торговлей, но существует ещё такой интересный в переговорном отношении момент, как цена на газ. На фоне предыдущих заявлений Тигипко уверен, что решение критических для Украины вопросов о газе и будущем ГТС не должно связываться со вступлением Украины в Таможенный союз. «Мы готовы обсуждать с „Газпромом" любые варианты сотрудничества, включая создание совместных предприятий. Взамен мы просим пересмотреть те условия газового контракта, которые считаем дискриминационными. Это нормальный процесс. Российские компании владеют нефтеперерабатывающими предприятиями на Украине, а значит, снижение экспортной пошлины на российскую нефть, поставляемую в нашу страну, — выгодно, в том числе, и российскому бизнесу», — отметил представитель украинского правительства. Примечательно то, что между строк промелькнул-таки вариант совместного предприятия «Газпрома» и украинского «Нафтогаза», чему украинское правительство ранее сопротивлялось изо всех сил. Однако, не было прояснено — как Украина думает обходиться с неприятным ей контрактом?

И снова — газовый вопрос

Есть пространство риторики, а есть пространство возможностей. Каковое может, с возникновением новых факторов и течения времени, то расширяться, то наоборот. С прискорбием для украинской стороны следует признать — возможностей как то влиять на ситуацию у неё не очень много. И с каждым днём их становится всё меньше. Почему так происходит?

Безусловно, газовый контракт для Украины крайне невыгодный. Впрочем, заключался он по инициативе Украины, так что искать в России повинных в его подписании весьма непросто. На Украине это понимают.

Предсказуемым образом «виноватой» была оформлена Юлия Тимошенко, которую персонально обвиняют в подписании кабального контракта и неимоверных убытках. Выбор разумный, таким образом убивается несколько зайцев — Тимошенко какой-никакой, а конкурент, да и кандидатура максимально от правящей партии далёкая, обвинение никак не бросит тень на президента Януковича. Верные же соратники Юлии Владимировны наперебой бросились давать показания. Бывший глава «Нафтогаза» Олег Дубина якобы сообщил, что Тимошенко вообще сама всё решила, а остальных участников украинской делегации, младенцев несмышлёных, обманули и перед фактом поставили.

Зачем это нужно, сообщил первый заместитель Генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин. «С украинской стороны все действия по подписанию контракта носили противоправный характер. Это означает, что сам контракт и все действия по выполнению этого контракта могут быть поставлены под сомнение. И в судебном порядке отменены», — отметил представитель юстиции.

Но ведь проблема то не решается! Допустим, Тимошенко ввергли в узилище, а неприятный контракт отменили при помощи Стокгольма или Брюсселя. Что будет дальше? Достоверно — Украина останется без контракта на газ, и, соответственно, без предмета договора. Опять «несанкционированно отбирать» газ из трубы, идущей в Европу? Не самое хорошее мероприятие для риторики о предпочтительности модернизации украинской ГТС вместо «Южного потока». «Поток» в таком случае получает мощный козырь, а Украина — очередную потерю доверия. Конечно, сейчас уж не зима, но вряд ли Европе увидит в очередном газовом конфликте стимул к дальнейшей интеграции с беспокойной украинской державой.

Экс-президент Кучма, в силу своего статуса комментирует ситуацию, не стесняясь.

«Сегодня нам не удастся балансировать между молотом и наковальней, как это было при мне. Нас заставят обязательно сделать выбор», — сказал бывший глава украинского государства. «Я не хочу давать однозначных предложений и своих рекомендаций, куда Украине идти. Потому что если все наше машиностроение не востребовано на европейских рынках, то оно там не нужно. Они, наоборот, хотят нам все поставлять. Куда мы двинемся, если Россия закроет границу? А она обязательно поставит перед нами такие преграды», — продолжил свою мысль Кучма. «Выбор Европейского союза я не отрицаю. Он обязательно должен быть для нас приоритетом, но в Европу мы должны идти не с протянутой рукой. А Россия сегодня так накачала „мышцы", что является серьезным игроком международного уровня и глобальные проблемы не решаются без ее участия», — добавил также он«.

Премьер-министр Украины Николай Азаров при помощи каких-то личных расчётов пришёл к выводу, что «правильным» будет тот контракт, газовая цена которого будет 200 долларов. При всём уважении к математическим способностям украинского правительства, осталось лишь убедить «Газпром» в этих подсчётах. Что, в свою очередь, является задачей нетривиальной, требующей непонятно какого времени на своё решение. И как быть со скидкой, которую Россия предоставила для предназначенного к расторжению контракта? И следует ли понимать, что расторжение контрактов газовых, тесно связанных с вопросами Черноморского Флота, автоматически денонсирует и эти договорённости? Последствия судебных тяжб с двух сторон, и чем это Украине обернётся — страшно даже просчитывать.

Ситуация патовая. Если Украина стремится к «вольной торговле» ЕС, то конкретные цифры доходов, за исключением мифических 16 триллионов евро, никто не называет, тем более — сроков их поступления. Зато наверняка Киев получает проблемы в торговле со всем Таможенным союзом, читай — с главными своими торговыми партнёрами на данный момент. Не имеет никаких преференций на газ, и лишний раз подталкивает РФ к строительству «Южного потока». В случае Таможенного союза — решается немало проблем, в том числе и самые насущные, газовые.

21.04.11

Андрей Полевой

Категория: Мир, политика, общество | Просмотров: 755 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru