Ни
для кого не является секретом, что Украина продолжает находиться на втором
месте среди должников Международного валютного фонда — об этом свидетельствуют
свежие данные МВФ. Наша страна заняла вторую строчку в августе прошлого года и
удерживает ее с 14,2 млрд. долларов
долга.
Большая часть этой суммы была одолжена еще в
2008—2009 годах (вспоминается фраза Виктора Ющенко: «Правительство нахваталось
кредитов, как сучка блох»). Значительно долг уже не увеличится — в 2011 году
начнется его погашение. Но это еще меньшее утешение – брать легче, чем отдавать…
Пребывание
на верхних строчках «хит-парада
лолжников» в финансовом мире не связывают с неблагополучным состоянием нашей
страны. Так, на днях The Financial Times написала о том, что Украина находится
куда дальше от возможности дефолта, чем Греция, которая в списке должников МВФ
значится под №3, а также Испания и Португалия, которых в топ-списке фонда
вообще нет.
Зачем мы нужны МВФ?
Согласно переписке американских дипломатов, обнародованной на сайте
WikiLeaks, решению предоставить Украине кредит от Международного валютного
фонда (МВФ) на общую сумму в 16 миллиардов долларов предшествовала
разработка списка реформ, которые изначально были одобрены США,
а впоследствии переданы на рассмотрение МВФ. Среди них на первом месте —пенсионная реформа и
приблизительно такой список требований:
1. Повысить пенсионный возраст — на два года
для мужчин, на три — для женщин. Ликвидировать право
на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два
на опасных предприятиях.
2. Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые
выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных
предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный
возраст офицерам армии в 60 лет.
3. Повысить цену на газ для муниципальных предприятий
на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость
электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен
соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60
евро.
4. Отменить льготы и повысить налоги на транспорт
на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию
за счет точечных субсидий.
5. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить
льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена
государственной поддержки бесплатного питания, учебников.
6. Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику
льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов
платить НДС.
7. Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного
назначения. Отменить субсидии для производителей свинины
и курятины.
8. Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного
вице-премьера. Отменить должность министра кабинетов министров. Подчинить
все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня,
Фонд госимущества должны войти в министерство финансов.
9. Ограничить излишнюю оплату
труда государственных лиц.
10. Пособия по безработице должны начисляться только после
минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные
на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного
минимума. Оплачивать больничный начиная только с третьего дня болезни.
Эти обязательства
взяло на страну незабвенное правительство Тимошенко.
Февральская проверка.
В Украину прибыла очередная миссия
Международного валютного фонда — проверять выполнение условий соглашения,
подписанного советом директоров МВФ 28 июля и продленного
22 декабря прошлого года. Увы, как и в ходе предыдущих визитов
ревизоров, украинская сторона не может похвастаться выполнением
не то что полного перечня требований, но и целого ряда
принципиальных договоренностей. В частности,
одной из наиболее сложных — о реализации пенсионной реформы.
Кроме того, представители украинского
правительства уже заявили, что попытаются отказаться от еще одного
принципиально важного для МВФ решения —
очередного (апрельского) повышения тарифов на газ для населения. Под
вопросом — выполнение еще как минимум нескольких пунктов программы.
Анализ ситуации и перспектив своевременного
выделения очередного транша усложняется еще и тем, что точные условия
МВФ-ского соглашения, после их последнего пересмотра, до сих пор так
и не опубликованы. И сегодня можно
с высокой долей уверенности утверждать, что следующий транш вряд ли поступит
в Украину до 15 марта с.г., как это планировалось. Более того,
есть сомнения в возможности продолжения сотрудничества.
То, что нынешний раунд переговоров будет
намного сложнее предыдущего, было очевидно еще в ноябре, когда Киев
и миссионеры фонда согласовывали условия предоставления второго транша
(на 1 млрд. СПЗ, или около 1,5 млрд. долл.). К слову,
и ноябрьские консультации не прошли гладко, как
бы высокопоставленные чиновники с украинской стороны ни хвастались
выполнением «большинства ключевых условий Меморандума об экономической
и финансовой политике».
Миссия в конечном итоге уехала
с положительным вердиктом, сообщив о „достижении взаимопонимания
на уровне экспертов" и намерении рекомендовать совету директоров фонда
выделить очередной транш. Но с оговоркой — „после выполнения
украинской стороной предварительных мер".
Выполнение предварительных мер затянулось.
Вместо 30 ноября, как предполагалось по первоначальной версии
соглашения stand by, перечисление транша состоялось в самый канун Нового
года — 22 декабря, когда в Вашингтоне фактически уже начинались
рождественские каникулы и деловая жизнь приостанавливалась.
Пенсионная реформа.
Этому событию в Украине предшествовала
эпопея с внесением в парламент — уносом из парламента
законопроекта по пенсионной реформе, которая является одним
из ключевых элементов нынешнего соглашения официального Киева и МВФ.
Историю можно было бы назвать забавной и даже смешной, если
бы она не была такой грустной, воочию демонстрируя, насколько низок
сейчас уровень доверия зарубежных партнеров к украинским властям, когда
дело касается выполнения договорных обязательств. Увы, нынешнему правительству
пока не то что не удается восстановить серьезно подмоченную при
премьере Тимошенко репутацию, но и приходится порой проявлять даже
большую изворотливость, выманивая у вашингтонских визави очередные транши.
Так, условиями меморандума, судя
по опубликованному в августе тексту, предельным сроком принятия
закона о пенсионной реформе (а не только его подачи
в парламент!) было установлено 31 декабря 2010 года. Это — один
из так называемых структурных маяков, уклониться от выполнения
которых, в отличие, например, от индикативных критериев, очень
сложно. Тем более что, имея печальный опыт нескольких последних лет, украинскому
правительству уже не верят на слово, исповедуя принцип театрального
монтера Мечникова: стулья против денег. Единственное отличие в том, что
стулья (то есть выполнение обязательств) — вперед.
Вот и пришлось правительству
13 декабря регистрировать в ВР законопроект без содержания. Хотя
название и реквизиты на сайте фигурировали (№7455 от 13.12.2010
г. „О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной
системы"), а премьер-министр Н.Азаров в тот же день дал
вице-премьеру С.Тигипко поручение организовать общественное обсуждение
пенсионной реформы, текста документа никто не видел больше недели. Как
пришлось объяснять спикеру В.Литвину, хотя законопроект вроде
бы и был внесен в парламент и зарегистрирован, „затем
Кабинет министров Украины взял его на доработку". Впрочем, анонимные
источники информагентств по ходу сообщали, что на самом деле никакого
законопроекта по пенсионной реформе правительство не вносило.
То ли повышенное
общественное внимание к пенсионному реформированию,
то ли значительно возросшая, благодаря горькому опыту предыдущего
сотрудничества с Киевом, бдительность заставили быть начеку
и функционеров МВФ, но объявление исполнительного совета директоров
фонда о выделении Украине второго транша кредита stand-by последовало лишь после реальной
передачи законопроекта в парламент (20 декабря 2010 года).
Меморандум с МВФ. Конечно, нельзя
исключать, что в последней версии меморандума, условия которого как раз
и пересматривались в ходе ноябрьского визита миссионеров МВФ, дедлайн
по принятию пенсионного закона был отодвинут на более позднее время
(с учетом реальной невозможности уложиться в ранее установленные
сроки). Как все обстоит на самом деле, сказать с уверенностью
нельзя — нынешняя редакция меморандума за минувшие два месяца так
и не была официально опубликована. Для сравнения: полный текст первой
редакции нынешнего соглашения между МВФ и Украиной был обнародован
на сайте фонда 11 августа — менее чем через две недели после
утверждения советом его директоров.
„ЗН" обратилось в Вашингтон
с просьбой объяснить задержку с публикацией текста меморандума после
его последнего пересмотра. В ответ мы получили объяснение, что
причины задержки имеют административный характер: заседание совета директоров
состоялось 22 декабря — в преддверии, как мы уже упоминали,
праздников (католического Рождества, за которым следуют православные праздники).
Таким образом, „традиционные три недели", которые требуются для финализации
и публикации документа, на самом деле стартовали
с 10 января.
Также в МВФ пообещали опубликовать
документ „очень скоро".
Однако неофициальные
объяснения, полученные нами попутно, указывают, что у задержки могла быть
и еще одна причина: согласование публикации всячески затягивала украинская
сторона, видимо, узрев в тексте меморандума какую-то нежелательную
для населения информацию.
Но если нынешнее содержание меморандума
станет скоро известно (хотя какой в этом прок, если условия уже вновь
пересматриваются), то утверждение пенсионного закона, видимо, состоится
еще нескоро. 1 февраля 2011 года (видимо, по случаю приезда миссии)
было объявлено только о начале второго этапа публичных консультаций
по законопроекту, а вице-премьер С.Тигипко сообщил о намерении
отозвать (снова!) документ из парламента, чтобы учесть полученные
в ходе первого этапа публичных обсуждений предложения. По его словам,
дополненный документ будет подан в парламент до 16 февраля,
когда должны состояться парламентские слушания по „пенсионному" вопросу.
То есть уже после отбытия миссии МВФ из Киева.
Впервые наличие
просроченных обязательств перед МВФ г-н Тигипко
признал еще 26 января, заявив, что „мы не готовы (к продолжению
сотрудничества с МВФ), пока не приняли все необходимые решения". При
этом объяснение ситуации (в эфире „5-го канала") было достаточно путанным:
„У МВФ есть четыре требования, которые они закладывали как основные
решения, которые бы позволили нам получить программу с ними.
Мы приняли более 20 решений. Думаю, что сейчас мы внесем
изменения и добавим еще решения, потому что сейчас идет очень активное
обсуждение".
Повторная констатация просрочки прозвучала
из уст вице-премьера через несколько дней: „Если посмотреть
по программе МВФ, то мы эти сроки пропустили". Но при этом
чиновник был настроен весьма оптимистично: „Я думаю, что с МВФ
мы сможем договориться".
Договариваться, конечно, можно. Тем более что
условия меморандума действительно не являются священной коровой. Однако, к сожалению, пенсионная
реформа — далеко не единственное не выполненное украинской
стороной обещание. |