Сколько денег может заработать пенсионный фонд, осуществив пенсионную реформу?
На этот
раз мы решили разобраться в том, за счет чего будет проводиться пенсионная реформа и
насколько действенной станет.
Кабмин задумал изменить пенсионную систему
Украины. Еще 13 декабря в парламент был
внесен соответствующий законопроект,
авторы
которого предложили множество, на их
взгляд прогрессивных, новинок. Однако
ни слова не сообщили о цели проведения
реформы.
Например,
в объяснительной записке к проекту
указано, что ее целью станет
установление максимальной пенсии в
размере 12 размеров прожиточных минимумов,
увеличение минимально необходимого
стажа с 5 до 15 лет или, скажем, что стаж,
необходимый для назначения пенсии по
возрасту нужно будет увеличить с 20 до
30 лет для женщин и с 25 до 35 для мужчин.
В
общей сложности «цель» реформы состоит
из 20 совершенно разношерстных по своей
сути пунктов. И нигде не сказано зачем их нужно воплощать в
жизнь.
Теоретически
эти нововведения должны принести в 2011
году в Пенсионный фонд (ПФ) дополнительные доходы в размере
1,7 млрд. грн. Об этом тоже сказано в
объяснительной записке. Однако за счет
каких именно шагов это произойдет да и
произойдет ли вообще — остается загадкой.
Не понятно и то, какой будет пенсионная
система «на выходе», уже после
реформирования.
Попробуем разобраться в том, на какие «резервы»
может расчитывать правительство и что,
в результате поменяется после реформы.
Экономия на больших пенсиях и работающих пенсионерах...
Одним
из предложений правительства стало
ограничение максимальной пенсии в
размере 12 размеров прожиточных минимумов
нетрудоспособной особы. На сегодня, это
чуть больше 8 тысяч грн.
Согласно
данным ПФ, на 1 октября этого года общая
численность пенсионеров достигала 13
672 860 человек. Из них пенсию свыше 1500 грн.
получают около 15%. В целом, на них
приходилось около 30% всех выплат ПФ или
4,8 млрд. грн.
И как обещал Тигипко, все кто получал большие пенсии до реформы продолжат их получать и после нее...
По
сути, ограничить выплаты предлагают
именно этой категории граждан. Только
вот выигрыш от этого будет не значительный.
На 1 октября средний размер пенсионных
выплат для данной категории достиг
2,396 тыс. грн. Да, это действительно самый
высокий показатель по сравнению с
другими ежемесячными пенсионными
выплатами. Однако основная масса получает
намного меньше 8 тыс. грн..
Борьба
с работающими пенсионерами тоже не
обещает ничего особенного. Из общего
числа вышедших на пенсию работать
продолжает лишь 21%. Они ежемесячно в
среднем получают по 1334 грн., а на их
содержание из ПФ идет 3,8 млрд. грн.
Потому
задумкая повышения надбавок за
сверхнормированный стаж и доплаты к
прожиточному минимуму работающим
пенсионерам только после выхода их на
пенсию, сыграет незначительную роль.
Идея
введения второго уровня пенсионной
системы (накопительной — ред.) только
после достижения бездефицитности ПФ
не выдерживает никакой критики. В проекте
нет никаких предпосылок или идей
касательно того, как эта самая
бездефицитность будет достигнута. А
при текущем состоянии дел, этого не
произойдет вообще никогда.
По традиции - экономия на женщинах...
Потому
единственным резервом, который в самом
деле может позволить изменить пенсионную
систему, в самом деле остается повышение возраста.
Это, пожалуй, основная ставка правительства.
По
статистике, на 1 октября 2010 года основанием
для выхода на пенсию для большинства
тех, кто уже завершил свою трудовую
деятельность, стало достижение
соответствующего возраста. Таких среди
украинцев 77%. Остальные — это те, кто
получает пенсионные выплаты в связи с
инвалидностью, в случае потери кормильца,
за выслугу лет. В этот список также
включают социальные пенсии и пожизненное
содержание судей.
По
статистике, которую ведет ПФ, на 1 января
2010 года в его базе данных насчитывалось
13,110 млн. человек. Из них 8,7 млн. - женщины.
Это 67% от общего числа вышедших на пенсию!
Учитывая общее количество пенсионеров,
повышение возраста для завершения
трудовой деятельности для женщин с 55
до 60 будет иметь неплохой результат.
При этом, поднимать граничный возраст
для мужчин вообще будет не обязательно.
Результаты
маневрирования
Это
лишь некоторые идеи будущей пенсионной
реформы, озвученные в правительственном
законопроекте. Их анализ показывает,
что настоящей целью ее проведения было,
скорее, получение кредита МВФ, чем
реальное реформирование ПФ и всей
системы.
Это
впечатление еще больше усиливается,
если взглянуть на последний пункт
документа — прогноз результатов. Никаких
количественных показателей (а,
соответственно, и расчетов) тут нет.
Основным ожидаемым итогом принятия
акта должно стать «определение мер
дальнейшего реформирования пенсионной
системы и сбалансирование солидарной
системы пенсионного страхования». То
есть это не конец, а только начало.
Маневры продолжатся.