Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Август » 17 » Пенсионная реформа нарушает Конституцию Украины.
21:06
Пенсионная реформа нарушает Конституцию Украины.

8 июля, в полпервого ночи, Верховная Рада 248 карточками народных депутатов приняла во втором чтении и в целом Закон "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Документ предусматривает все те принципиальные нормы, которые так хотело правительство и которых так боялся народ: повышение пенсионного возраста, увеличение страхового стажа, ограничение права работающих пенсионеров на пересчет пенсии, ограничение максимального размера пенсий и многое другое. Все поправки народных депутатов, направленные на смягчение этих норм, которые были поддержаны Комитетом по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, парламент отклонил.

Удар власти

Пенсионный возраст для женщин, рожденных после 1 марта 1961 года, повышен с 55 до 60 лет. Тем, кто родился в период с 1 сентября 1956 по 1 марта 1961 года, повышение пенсионного возраста будет поэтапным. Женщины, родившиеся с 1 сентября 1956 по 28 февраля 1957, выйдут на пенсию в 55,5 лет, с 1 марта 1957 года по 31 августа 1957 года — в 56 лет и так далее вплоть до женщин, родившихся после 1 марта 1961 года.

Кроме того, до 1 января 2015 года женщины смогут выйти на пенсию в 55 лет при наличии стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. Но в таком случае их пенсия будет уменьшена на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию. При этом если такая женщина, досрочно вышедшая на пенсию, трудоустроится, то выплата пенсии ей будет приостановлена.

Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, повышен с 5 до 15 лет. Стаж, необходимый для назначения минимальной пенсии по возрасту, будет повышен для мужчин с 25 до 35 лет, для женщин — с 20 до 30 лет.

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 % размера пенсии. Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту, но по его достижении изъявило желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия будет увеличена на 0,5 % — за каждый полный месяц страхового стажа на пенсии до 60 месяцев, и 0,75 % — после 60 месяцев.

Женщинам, родившимся в период с 1 сентября 1956 по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливается повышение размера пенсии в размере 2,5 % за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.

Большинство "специальных пенсий" — пенсию народного депутата, государственного служащего, научного сотрудника, судьи — мужчины смогут получить по достижению 62 лет, а женщины — с возраста, указанного выше. Исключения составят мужчины, родившиеся в период с 1 января 1953 года по 31 декабря 1955 года (то есть те, кому до пенсии осталось 2 года и менее). Для них предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста — на полгода каждый год. До достижения 62 лет, а также в период работы на указанных должностях мужчины будут иметь право на получение "обычной" пенсии.

Выслуга, необходимая для назначения досрочной пенсии для всех категорий военнослужащих, а также прокуроров и следователей, будет повышена с 20 до 25 лет. Правда, такое повышение тоже растянуто во времени: повышение на полгода каждый год. Выплата одноразовой денежной помощи при увольнении военнослужащих со службы будет осуществляться только при наличии 10 лет выслуги.

Для инвалидов старше 32 лет требования к наличию пенсионного стажа также повышаются. Если раньше по достижении этого возраста им достаточно было иметь 5 лет стажа, то теперь они должны увеличить его на 15 лет, чтобы иметь возможность получения пенсии по инвалидности. Так, инвалидам в возрасте от 35 до 37 лет необходимо будет иметь 6-летний стаж, от 38 до 40 — 7 летний, и так далее по году стажа за два года возраста, пока с 55 лет не установится требование о наличии 15 лет стажа.

Государственная социальна помощь для лиц, которые не имеют права на пенсию в силу недостижения ими указанных выше условий, будет выплачиваться начиная с достижения такими лицами 63 лет. Ранее такой возраст был установлен только для мужчин. Теперь и для женщин. Впрочем, для тех, кто родился в период с 31 августа 1953 по 1 марта 1958 года, возраст, позволяющий получать такую помощь, будет увеличиваться постепенно, аналогично тому, как будет повышаться общий пенсионный возраст для женщин.

Максимальный размер пенсии ограничен 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц (на сегодня это 7640 гривен). Правда, при этом госслужащим, народным депутатам, судьям пенсия по-прежнему будут назначаться в размере 80 % их заработной платы.

При назначении пенсии до 2016 года можно будет за базу расчета брать 60 месяцев не только за период после 2000 года, но и до этого времени, при условии документального подтверждения размера зарплаты. Пересчет пенсии в связи с увеличением прожиточного минимума будет возможен после увольнения с работы или прекращения предпринимательской деятельности. То есть проводить перерасчет смогут только неработающие пенсионеры.

Накопительный уровень пенсионной реформы начнет свою работу только тогда, когда будет достигнута бездефицитность работы Пенсионного фонда. На нужды накопительной системы постепенно планируется перечислять от 2 % до 7 % единого социального взноса. Управлять средствами, перечисляемыми на эти нужды, будут негосударственные пенсионные фонды.

Ответ права

Оценивать такие изменения с точки зрения экономики и политики можно по-разному, приводя аргументы, как в пользу реформы, так и против нее. Но с точки зрения права по большому счету оценка может быть лишь одна — ключевые положения пенсионной реформы неконституционны. Все они противоречат ст. 22 Конституции, согласно которой при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Как следует из Решения КСУ от 11.10.2005 № 8-рп/2005, содержание прав и свобод человека — это условия и средства, которые определяют материальные и духовные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав человека — это количественные показатели соответствующих возможностей, которые характеризуют его множественность, величину, интенсивность и степень проявления и выражены в определенных единицах измерения. Соответственно, сужение содержания прав и свобод означает уменьшение признаков, содержательных характеристик возможностей человека, которые отображаются соответствующими правами и свободами, то есть качественных характеристик права. Сужение объема прав и свобод — это уменьшение круга субъектов, размера территории, времени, размера или количества благ или любых других количественно измеряемых показателей использования прав и свобод, то есть их количественной характеристики.

Пенсионная реформа сужает содержание и объем конституционного права на пенсию, гарантированного ст. 46 Конституции и действующими сейчас законами. Ведь за счет повышения пенсионного возраста и страхового стажа будет сужаться круг лиц, имеющих право на пенсию, то есть уменьшаться количественные показатели этого права (сужение объема прав). Повышение стажа, в свою очередь, приведет к тому, что те, кто отработает 35 лет, завтра будут иметь право на более низкую относительно прожиточного минимума пенсию, чем те, кто имеет это право сейчас. Соответственно, уменьшается качественная характеристика права на пенсию (сужение содержания).

Да что и говорить, если Конституционный Суд уже неоднократно признавал неконституционными положения законов, ограничивавших право на пенсию и другие социальные льготы граждан. В Решении КСУ от 20.03.2002 № 5-рп/2002 были признаны неконституционными положения Закона "О Государственном бюджете на 2001 год", приостанавливавшие действия положений законодательных актов Украины в части предоставления льгот, компенсаций и гарантий, которые финансируются из бюджетов всех уровней. Причина — при повышении прожиточного минимума уровень социального обеспечения повышаться не будет, а следовательно, право на соцобеспечение по своему содержанию будет сужаться.

В упомянутом Решении от 11.10.2005 № 8-рп/2005 были признаны неконституционными уже положения Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", которыми ограничивался максимальный размер пенсии. В Решении от 18.06.2007 № 4-рп/2007 были признаны неконституционными положения Закона "О Государственном бюджете на 2007 год", ограничивавшие право работников суда на пенсионное обеспечение. А в Решении от 22.05.2008 № 10-рп/2008 — нормы Закона "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", ограничивавшие льготы "чернобыльцев", детей войны и других социальных категорий. Причем в последнем Решении было закреплено, что внесение изменений и дополнений в правовые акты относительно закрепленных в них прав и свобод человека и гражданина КСУ считает отменой или ограничением этих прав и свобод.

Таким образом, не только положения Конституции, но и практика их применения указывает на то, что все положения пенсионной реформы, касающиеся повышения пенсионного возраста, повышения страхового стажа, ограничения максимального размера пенсии и т. п. являются неконституционными. И по сути вопрос лишь в том, сможет ли действующий состав КСУ, во многом подконтрольный нынешний власти, пойти против ее воли и признать очевидное — неконституционность пенсионной реформы. Первый шаг для этого — конституционное представление — депутаты от оппозиции уже сделали. Теперь слово за КСУ.

Если он признает эти нормы неконституционными, Украина сделает серьезный шаг к утверждению правового государства, в котором независимо от воли власти будет надежда на победу права и закона. Если же нет, о правовой, социальной направленности Украины как государства, провозглашенной в ст. 1 Конституции, можно будет забыть. Власть, окончательно убедившись в том, что ее воля выше права человека, в дальнейшем сможет ограничивать не только право на пенсию, но и другие права. Сначала право на жилье, на бесплатную медицину, на бесплатное образование, затем — на отдых, отпуск, труд и занятие предпринимательской деятельностью, а в конце — право на свободу, уважение к достоинству и самое главное — право на жизнь. Так что сейчас на повестке дня не только вопрос повышения пенсий, но и вопрос неприкосновенности закрепленных прав человека вообще.

ВЫВОД:

Все принципиальные положения пенсионной реформы, как то повышение пенсионного возраста, страхового стажа, ограничение размера пенсий, являются неконституционными. Это подтверждается не только толкованием норм Конституции, но и предыдущей практикой их применения. А потому любой иной вариант решения КСУ, кроме признания этих норм неконституционными, можно расценивать как крах закрепленного Конституцией принципа незыблемости закрепленных прав и свобод человека.

Все необходимые нормативно-правовые акты, связанные с пенсионной реформой Вы без труда сможете найти в информационно-правовых 

Категория: Пенсионная реформа | Просмотров: 851 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru