Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Февраль » 15 » Пеня за коммунальные услуги в Украине.
20:31
Пеня за коммунальные услуги в Украине.

Каков будет размер пени; правдиво ли утверждение, что пеня незаконна; всем ли без исключения пользователям коммунальными услугами будет начисляться пеня на долги; нужно ли уже сегодня ее платить.


Анна Огренчук

Адвокат, управляющий партнер

Юридическая компания LCF Law Group

Согласно Закону Украины «О внесения изменений в ст. 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» начисление и взыскание пени осуществляется на задолженность, которая возникла с 01.01.2011 года.

Пунктом 10 ч. 3 ст. 3 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» закреплено, что пеня уплачивается в размерах, определенных законом или договором.

На 2 февраля 2010 г. на законодательном уровне размер пени не закреплен. Поэтому, при наличии заключенного договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг, размер пени, порядок ее начисления и т.д. определяется непосредственно договором.

Обращаем ваше внимание, что, в частности, проектом Жилищного кодекса Украины предусмотрено начисление пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день прострочки.

Уплата пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги предусмотрена, в частности, Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», соответственно, пока закон в э той части не отменен или не признан конституционным, пеню не можно считать «противозаконной».

Обращаем ваше внимание, что согласно этому же закону заключение договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг является обязательным. Хотя инициатива о его заключении должна исходить от исполнителя, но и потребители коммунальных услуг имеют права требовать заключения с ними письменного договора.

Поскольку пеня предусмотрена законом, то и договора на предоставление соответствующих коммунальных услуг (которые заключаются на основании утвержденных типовых договоров) предусматривают ее начисление.

Относительно взыскания задолженности при отсутствии письменных договоров, то в таких случаях устанавливается факт оказания исполнителем соответствующих коммунальных услуг и принятия и оплаты таких услуг со стороны потребителя. Но до урегулирования на законодательном уровне размера, порядка начисления пени и т.д., ее взыскание при отсутствии письменных договоров будет весьма проблематичным.

Действующим законодательством не предусмотрено наличие льгот для определенных категорий потребителей коммунальных услуг при начислении пени. Но при ее взыскании в судебном порядке суд, учитывая обстоятельства, может уменьшить размер пени.

На 2.02.2011 в Верховной Раде Украины зарегистрировано два проекта: Закона Украины «О введения моратория на взыскание с граждан Украины за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» (№ 7554) и Закона Украины «О запрете взыскания с граждан Украины за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» (№ 7554-1).

Законопроект № 7554 предусматривает временный запрет на начисление и взыскание с 01.01.2011 пени за несвоевременное внесение квартирной платы и за жилищно-коммунальные услуги с граждан, перед которыми у государства есть невыполненные денежные обязательства, в частности, по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, банковских вкладов и др. денежным обязательствам. Денежные средства, которые были взысканы в качестве пени, будут засчитаны в будущие платежи по жилищно-коммунальные услугам. Также данный проект предусматривает запрет на начисление и взыскание пени в том случае, если жилищно-коммунальные услуги оказываются без установленных счетчиков учета газа, воды, тепловой энергии бесплатно за счет поставщиков данных услуг.

В свою очередь, законопроект № 7554-1 предусматривает запрет на начисление пени с 01.02.2011 и ее взысканию с аналогичной категории граждан.


Николай Очкольда

Управляющий партнер, адвокат

АК "Легитимус"

Законом Украины от 17 декабря 2010 № 2795-VI, который вступил в силу 24.12.2010 г., внесены изменения в статью 2 Закона Украины "О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги", согласно которым действие Закона прекращается 1 января 2011 и начисление и взыскание пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляются на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 г.

На 2.02.2011 г., законодательный акт, который вводил временный запрет на взыскание с граждан пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг, не действует. Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» среди обязательств потребителя услуг предусматривает также обязательство по оплате пени в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленных законом или договором размерах (ст. 20 указанного Закона).

Нередки случаи, когда у потребителя договор с ЖЕКом не заключался. Однако судебная практика идет по тому пути, что в случае, если фактически коммунальные услуги были предоставлены, потребитель принимал эти услуги, пользовался ими, то предоставление коммунальных услуг оценивается по аналогии как доказательство наличия договорных отношений между сторонами и при фактически использованных услугах потребитель обязан оплатить задолженность за такие услуги.

Бесспорного механизма взыскания задолженности по коммунальным услугам и пени не предусмотрено, взыскание возможно в судебном порядке. Однако относительно взыскания пени, судебная практика неоднозначна, поскольку четкого определения размера пени по задолженности за коммунальные услуги законодательство не содержит. На 2.02.2011 г. единственным основанием для начисления пени может быть ссылка на ст. 20 Закона «О жилищно-коммунальных услугах», в которой указано, что пеня может начисляться только в случае, если это предусмотрено законом или договором между поставщиком соответствующих услуг и потребителем. Для достаточного правового обеспечения механизма взыскания пени необходимо внести изменения в ряд законодательных актов. В частности, изменения должны быть внесены в Законы Украины «О жилищно-коммунальных услугах», «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и в ряд других нормативно-правовых актов, что неоднократно обсуждается в юридическом сообществе.


Ярослава Оника

Партнёр

Юридическая фирма ILF

Закон Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» отменил запрет на взыскание пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Обязанность выплаты пени за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги предусмотрена п. 10 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24 июня 2004 года № 1875-IV. Данная же норма закрепляет положение о том, что размер пени устанавливается законодательством Украины или же договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий размер пени, на 2.02.2011 г. не принят. Что касается профильного законодательства о различных видах жилищно-коммунальных услуг – Закона Украины «О теплоснабжении» от 2 июня 2005 года № 2633-IV, «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10 января 2002 года № 2918-ІІІ, «Об электроэнергетике» от 16 октября 1997 года № 575/97-ВР и другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты также не предусматриваю размера такого рода пени. Тем не менее, существует Закон Украины «Об ответственности субъектов предпринимательской деятельности за несвоевременное внесение платы за потреблённые коммунальные услуги и содержание придомовых территорий» от 20 мая 1999 года № 686-XIV, который в п. 2 ч. 1 ст. 1 за несвоевременный расчёт за потреблённые услуги предусматривает для субъектов предпринимательской деятельности пеню в размере одного процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если другой размер пени не установлен соглашением сторон, но не больше 100 процентов суммы долга.

Исходя из выше изложенного, размер пени в законодательстве для всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, не установлен. Таким образом, если договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, не предусматривает размера пени, то вопрос в этой части остаётся открытым.

То же самое касается и порядка начисления и взыскания пени.

Что касается мнения о том, что пеня противозаконна в случае отсутствия договоров о предоставлении жилищно-коммунальных между потребителями и поставщиками услуг, то оно является не совсем юридически правильным. Дело в том, что противозаконным то или иное положение нормативного акта считается в случае, если оно противоречит нормативному акту с большей юридической силой. На сегодняшний день в отношении начисления пени за просрочку в оплате жилищно-коммунальных услуг такое противоречие отсутствует. Более того, она прямо предусмотрена Законом (а не подзаконным нормативно-правовым актом). Следовательно, пеня сама по себе не является противозаконной. Другой вопрос – о законности начисления пени при отсутствии порядка, граничных размеров, ограничений в её начислении. И до тех пор, пока законодательно такой порядок урегулирован не будет, любое начисление пени является оспариваемым.

Категория: Жилищная реформа | Просмотров: 2830 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru