От пенсионной реформы Кабмин ждет многого. По прогнозам Тигипко, если удастся поднять пенсионный возраст для женщин и мужчин-госслужащих, ежегодно количество работающих будет расти на 180 тыс. человек. Таким образом можно изменить баланс между работающими и пенсионерами в пользу первых.
Сегодня по этому показателю Украина худшая страна в Европе, если не считать постсоветского пространства. На берегах Днепра паритет — каждый человек трудоспособного возраста, из тех, кто платит в ПФ, кормит одного пенсионера. Из-за такого баланса кормит не слишком обильно: 61,7 % лиц, достигших пенсионного возраста (8,5 млн из 13,8 млн), сегодня получают меньше 1 тыс. грн. в месяц.
Ситуация могла бы быть легче, но ныне, если верить Госкомстату и данным Тигипко, примерно треть занятых людей вообще не платят в ПФ.
В стареющей Европе благодаря увеличению пенсионного возраста и прозрачности в вопросах зарплат число трудящихся граждан ощутимо превышает количество ушедших на отдых.
К примеру, в самых неблагополучных в этом плане Германии, Италии и Швеции пенсионеры составляют 30-33 % от общего числа работающих. При этом немцы и шведы, вне зависимости от пола, уходят на покой в 65 лет, в Италии так же долго работают мужчины, а женщины завершают карьеру на пять лет раньше.
Ирландия, Исландия и Словакия — наименее насыщенные пенсионерами страны Европы, здесь их до 20 %, — на фоне Ук раины выглядят и вовсе молодыми нациями. Хотя причины их "молодости” тривиальны: возраст выхода исландцев обоих полов на пенсию чрезвычайно высок — 67 лет, а у ирландцев он лишь на два года меньше.
Все это говорит о том, что у Украины с ее 60-летним пенсионным возрастом для мужчин и 55-летним для женщин есть значительные резервы для снижения доли пенсионеров. И недаром ставка сделана на украинок: они не только рано уходят на покой, но еще и живут на пенсии в среднем на десять лет дольше, чем доработавшие до заслуженного отдыха мужчины — 24,9 года против 14,9 соответственно.
Причем если женщины по этому показателю укладываются в среднеевропейскую норму, то мужчины от нее сильно отстают: так же недолго после окончания трудового стажа живут лишь словаки и поляки. Даже исландцы, которые в сравнении с мужчинами из Украины перерабатывают лишних семь лет, переживают их на пенсии в среднем на два года.
Кабмин пытается выжать из представительниц слабого пола все. В своем законопроекте правительство не только хочет повысить дамам пенсионный возраст, но и придумало механизм, который будет стимулировать их как можно дольше работать уже после достижения 60 лет. Ведь за каждые полгода такой "просрочки” женщина получит 2,5 %-ю прибавку к пенсии, что за пять лет даст ей 25 % прироста.
Увеличение пенсионного возраста и другие правительственные меры экономии обеспечат не только сокращение расходов ПФ, но и рост его доходов. По словам Тигипко, в первый год реализации реформы поступления на счета фонда вырастут на 2,5 млрд грн. по сравнению с нынешними 193,5 млрд. На второй год доходы увеличатся уже более чем на 5 млрд грн., а на третий — на все 9 млрд.
После покрытия дефицита бюджета ПФ — по прогнозам правительства это может произойти в 2013 году — в Украине введут накопительное пенсионное страхование. Его суть: часть взноса работника будет идти не в общий котел, а на его персональный счет.
Согласно законопроекту, утвержденному парламентом в первом чтении, копить пенсию лично для себя смогут те, кто на момент введения системы будет не старше 35 лет. Размер взноса в первый год составит 2 % от зарплаты, дальше он будет ежегодно увеличиваться на 1 %, пока не достигнет отметки 7 %.
Поначалу управлять этими деньгами будет ПФ. Но через два года после начала выплат будущие пенсионеры смогут по желанию отдавать свои средства частным пенсионным фондам.
Это европейская практика. Например, в Польше есть аналог украинского Пенсионного фонда — ZUS, а также частные фонды — OFE. Суммарно каждый трудящийся должен заплатить 19,5 % своего дохода в эти две составляющие, рассказывает Андрей Золотухин, управляющий директор украинской компании Dragon Asset Management, которая работает в сфере управления активами. Причем OFE разрешено поручать до 7,3 % доходов.
Более того, в Польше действуют добровольные фонды, занимающиеся инвестпроектами — вложениями в акции, недвижимость. Они помогают пенсионерам не просто сохранять деньги, но и приумножать их, и дотируют экономику. Правда, риски здесь выше и будущие пенсионеры сами решают, стоит ли сотрудничать с подобными структурами.
По объему пенсионных денег Польша стала крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы. Польские OFE управляют 53 млрд евро, а добровольные фонды — еще 571 млн евро. Причем эти деньги — "длинные”, то есть клиенты отдают их в управление надолго. И попадают они именно в национальную экономику: закон запрещает пенсионным фондам инвестировать за рубеж более 5 % активов и строго ограничивает количество этих иностранных инвестиций.
"Именно благодаря тому, что в стране много "длинных” денег, их экономика процветает, и они с легкостью прошли через кризис”, — уверен Золотухин.