РБК-Украина: Председатель
Пенсионного фонда (ПФ) Украины Борис Зайчук на днях показал пенсию
размером менее 1 тыс. грн у нас получает 8,5 млн граждан - более
половины общего числа нетрудоспособных. Это доказывает, что без
неотложной пенсионной реформы будущего у страны нет. Об этом говорит и
правительство. Но в то же время, его представители рассказывают, что
Украина - чемпион Европы по перераспределения ВВП через ПФ, поэтому
нечего и мечтать об увеличении этого заоблачного показателя.
Иосиф
Винский: Этот тезис опровергается, как только мы обратимся к
элементарным арифметическим действиям. В Европе уровень тенизации
экономики колеблется в пределах 5-10%, у нас эксперты настаивают минимум
на 50%. И даже если взять ее минимальный уровень в 30%, то реальная
стоимость ВВП в 2010 г. превысила 1 трлн 428 млрд грн. Годовые же
расходы ПФ - 180 млрд, что составляет 12,6% к реальному ВВП. То есть, у
нас с Европой в этом отношении паритет. Если, конечно, не сравнивать
фактические расходы фонда по фиктивным значением ВВП. Обидно, что власть
пошла к манипуляции цифрами. РБК-Украина: Имеем очередную побасенку? И.В.:
К величайшему сожалению. Но именно отсюда должно брать начало «домашнее
задание» правительства на ближайшее время. Потому что осуществления
системных мер, направленных на вывода украинской экономики из тени
добавляет в доходную базу ПФ минимум 60 млрд грн. Но тут власти нужно
поработать, реально показать, что она сильная. Безусловно, это труднее
чем поднять пенсионный возраст или пенсионный стаж. РБК-Украина:
Но тогда есть бессмысленны рассказы о клиническом дефицит ПФ, по итогам
прошлого года застыл в районе 26,6 млрд грн, ведь ликвидированная тень
доходной базы большая указанного пенсионного разрыва крайней мере в два
раза. И.В.: И это реально. Однако, есть еще один более
важный компонент, о котором сегодня вообще никто говорить не хочет. Это
проблема справедливого перераспределения ВВП. Берем данные
Госкомстата за 2009 г. ВВП распределился следующим образом: оплата труда
наемных работников - 51%, налоги - 13%, валовая прибыль, смешанный
доход - 36%. За десять последних лет эти пропорции менялись
незначительно (1-2%). Для сравнения, в 1991 г. доля зарплаты в ВВП
Украины составляла 59%, а доля зарплаты в ВВП США сегодня - около 75%. Простая арифметика: если мы обеспечим в Украине справедливое распределение (читай - рост зарплаты) хотя бы до пропорции США,
то доходы ПФ автоматически возрастут в 1,5 раза. Но понятно, что власть
должна при этом ограничить олигархов, которые имеют сверхприбыль,
потому что 36% валовой прибыли в структуре ВВП нет ни в одной стране
Евросоюза. И тогда странными и ненужными станут требования о
повышении планки пенсионного возраста, манипуляции относительно
трудового стажа и другие несущественные камешки преткновения идеологов
бессмысленно реформы. Потому как факты - вещь упрямая, и я просто не
советовалбы высоким чиновникам начинать обоснование своих тайных желаний
с обмана людей, для собственной же пользы. Манипуляции с цифрами лучше
оставить мошенникам. Глубоко убежден: пенсионная реформа должна
базироваться на принципах справедливости, солидарности и свободы.
Причем, все компоненты пенсионной триады в перспективе должны иметь
одинаковый вес и реализацию. Поэтому первое условие справедливого
разрешения этого дела - начинать надо с правды и справедливого
распределения. И справедливо спросить общество: а есть ли в Украине в
действительности солидарная пенсионная система, о которой, как о
действующей данности, постоянно говорим мы? РБК-Украина:
Тогда надо остановиться на фундаментальном основании последующих выводов
и рассуждений - выяснении того, а сколько же граждан нашей страны
наполняют ПФ? В прошлом году в списках избирателей Президента значилось
37 млн человек. Вычитаем 13,7 млн учтенных пенсионеров (хотя около 2 млн
из них продолжают работать). Получается 25 млн трудоспособных. Изымаем
безработных, студентов, домохозяек и т.д. - остается не менее 2 млн. А в
ПФ платят чуть более 14 млн. Где 6 млн солидарных плательщиков? Как
сделать, чтобы теневые прибыли т. н. «подснежников» не обходили ПФ? И.В.:
А кому невдомек, что наведение порядка со скрытыми заработками этих
граждан есть прямая и определяющая функция социально ориентированного
государства? И представим себе, что было бы в случае, если бы эта работа
правительством уже была налажена. Я утверждаю: Украина бы активы своего
ПФ как минимум удвоила! Мы же только что выяснили: треть этих совсем не
гипотетических средств прячется в тени реального ВВП, треть должна быть
изъята из доходов злостных физических неплательщиков, остальное
находится в конвертах с зарплатой «серых» компаний, ведущих двойную
бухгалтерию, экономя свои расходы . Убежден: закон, ломающий
устоявшиеся параметры пенсионного обеспечения, в таком виде, как он
сейчас предлагается правительством, не нужен напрочь. В нем нет ни
правды, ни смысла. Стране, вместо того, нужна действительно реальная,
европейская пенсионная реформа, правительство должно заставить теневиков
всех мастей честно и в полном объеме связать свои доходы с
обязанностями перед ПФ, а законодателю крайне и быстрее нужно освободить
пенсионную систему от несвойственных ей нагрузок. Существуют
государственные выплаты за определенные заслуги, социальная помощь по
инвалидности, всевозможные доплаты к пенсии, но при чем здесь солидарная
пенсионная система? Она потому и называется солидарной, что не
учитывает статус лица, его особое место в общественной структуре. Солидарная
система тем более не должна поддерживать космический разрыв в выплатах
пенсионера-врача и пенсионера-нардепа. Хочет государство платить по
особому счету военным, пусть, подобно России, платит им прямо из
бюджета, не разрушая основ солидарности. Как не должно действовать в
стране и 27 законов, регулирующих специальные пенсии. Да и уровень
минимальной и максимальной пенсий не должно быть разным в 50 раз,
максимум в четыре! Поэтому когда власть жалуется: в стране нет
средств, надо понимать - она еще ничего не сделала для того, чтобы они в
ПФ появились. И что поражает больше всего: меры, которые могут изменить
ситуацию коренным у власти буквально под руками. Чтобы их осуществить,
чрезвычайное положение в стране вводить не надо, достаточно волевой
системной работы по специальности. И я ни за что не поверю, что нужных
специалистов в Украине хватает. За 2008 г. я, находясь на посту
министра транспорта и связи, обеспечил рост отчислений по подчиненным
предприятиям в ПФ в 1,35 раза. И это без изменения закона. Просто потому
что, как социалист, этого хотел. Я вижу другое: идеология, на
которой основывается правительственный закон о правовом обеспечении
реформирования пенсионной системы ошибочен в своем главном посыле.
Заботе о людях там места нет. Я вижу здесь чисто технократический подход
к реформе пенсионной системы. Чтобы реформа была для людей, следует
решить следующие вопросы: увеличить уровень средней зарплаты, увеличить
занятость населения, радикально изменить пропорции распределения
национального богатства. РБК-Украина: Каким должен быть ближайший порядок действий? И.В.:
Если правительство хочет добра и справедливости, от предложенного
варианта пенсионной реформы следует отказаться. Ничего кроме социального
напряжения он не даст. Мы должны сделать три вещи. Первая:
обеспечить рост доходов солидарной системы через жесткие меры вывода
экономики и зарплат из тени и обеспечение формирования новых рабочих
мест. Вторая: принять политическое решение, направленное на
восстановление баланса потребления и обеспечения европейских подходов к
структуре распределения ВВП, а именно - рост средней зарплаты. Третья:
развертывание реальной по европейским подходами пенсионной реформы,
рассчитанной на два десятка лет. И за основу я бы взял немецкую
трехуровневую пенсионную систему. Причем, должен быть понятен и
поддержан населением график такого реформирования. РБК-Украина:
Хорошо. Если с солидарным уровнем более-менее понятно, то как
сподвигнуть население доверить свои кровные накопительной системе? И.В.: Ресурсов поощрения здесь множество. Назову хоть бы один, потому уверен в его действенности и защищенности на все сто. Что
вызывает доверие людей? Непоколебимые гарантии. «Народная власть»
предлагает: каждый годовой взнос в накопительную систему государство со
своей стороны увеличивает на 10%. Что достигается? Население держит на
депозитах миллиарды гривен. Деньги государственных накопительных фондов
защищены лучше депозитов везде и всегда. А при условии автоматических
доплат на 10% люди свой выбор сделают быстро и однозначно. Куда
инвестировать средства государственного накопительного фонда, чтобы они
работали? Сошлюсь на собственный опыт работы министром транспорта и
связи Украины. Возьмем две мощные структуры - «Укрзализныцю» и
«Укравтодор». Первой сейчас надо быстро запускать скоростное движение,
второму - строить автобаны, другие качественные дороги. Они хоть сегодня
охотно примут от накопительной системы миллиардов по 20-30, и через
несколько лет у нас появятся и суперсовременные сверхбыстрые магистрали и
автострады европейского образца. А потом, через 10-15 лет, с процентами
вернут взятые кредиты в накопительные фонды - они же имеют
гарантированные доходы ежедневно. Польза обоюдная! Люди достают из
чулок свои сбережения и, наращивая их сумму, обеспечивают себе достойные
пенсионные выплаты в дополнение к пенсиям солидарной системы. А
государство, что требует значительных и немедленных инвестиционных
программ, освобождается от ига иностранных заимствований. К тому же,
бюджетные средства на те же дороги и железнодорожные пути у нас
наверняка распилят, а фонд, или уполномоченный банк через наблюдательный
совет украсть не даст. Результат: граждане - с гарантированными
возросшими пенсионными выплатами, страна - с современной инфраструктурой
и транспортом. РБК-Украина: А почему государство согласится доплачивать свои 10%? И.В.:
Потому что ему это выгодно. Ведь в чисто экономическом смысле человек
за одну казенную гривню дает в пользование государству 10 грн - на срок
до 20, а то и более лет. Марксизм! И последнее. Надо понять: как
только мы начнем решительно осуществлять меры детенизации и лишения ПФ
несвойственных ему функций, положение пенсионеров или тех, кто уходит на
пенсию сейчас, изменится. Ибо способность ПФ вырастет на глазах. А в
законе о пенсионной реформе нужно обязательно зафиксировать и, конечно,
неуклонно выдерживать график повышения минимальной пенсии по годам.
Сейчас она у нас меньше 100 долл., а в Польше - 450. Вот мы четко и
расписываем график ее подъема хотя бы до этого уровня. Ясно, прозрачно,
легко контролируемо. Ведь если государство закладывает в закон динамику
увеличения трудового стажа - ее святая обязанность ответить гарантией
пенсионного роста. Другое - немыслимо.
|