Представители
МВФ, мягко говоря, многим недовольны и особенно действиями с Пенсионной
реформой, которая является
одним из ключевых элементов нынешнего соглашения официального Киева
и МВФ. Историю можно было бы назвать забавной и даже смешной,
если бы она не была такой грустной, воочию демонстрируя, насколько
низок сейчас уровень доверия зарубежных партнеров к украинским властям,
когда дело касается выполнения договорных обязательств. Увы, нынешнему
правительству пока не то что не удается восстановить серьезно
подмоченную при премьере Тимошенко репутацию, но и приходится порой
проявлять даже большую изворотливость, выманивая у вашингтонских визави
очередные транши.
Так,
условиями меморандума, судя по опубликованному в августе тексту,
предельным сроком принятия закона о пенсионной реформе
(а не только его подачи в парламент!) было установлено
31 декабря 2010 года. Это — один из так называемых
структурных маяков, уклониться от выполнения которых, в отличие,
например, от индикативных критериев, очень сложно. Тем более что, имея
печальный опыт нескольких последних лет, украинскому правительству уже
не верят на слово, исповедуя принцип театрального монтера Мечникова:
стулья против денег. Единственное отличие в том, что стулья (то есть
выполнение обязательств) — вперед. А нынешняя власть, ровно
как и власть предыдущая, продолжает играть с МВФ, как с неуемным и очень
любознательным ребенком.
История прохождения
Законопроекта №7455.
Для сохранения перед МВФ
авторитета послушного заемщика правительству пришлось 13 декабря
регистрировать в ВР законопроект без содержания. Хотя название
и реквизиты на сайте фигурировали (№7455 от 13.12.2010 г.
„О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной
системы"), а премьер-министр Н. Азаров в тот же день дал
вице-премьеру С.Тигипко поручение организовать общественное обсуждение
пенсионной реформы, текста документа никто не видел больше недели. Как
пришлось объяснять спикеру В.Литвину, хотя законопроект вроде
бы и был внесен в парламент и зарегистрирован, „затем
Кабинет министров Украины взял его на доработку". Впрочем, анонимные
источники информагентств по ходу сообщали, что на самом деле никакого
законопроекта по пенсионной реформе правительство не вносило. Об этом
4 февраля на «Свободе слова» у Шустера подробно рассказал депутат Соболев.
То ли повышенное общественное внимание
к пенсионному реформированию, то ли значительно возросшая,
благодаря горькому опыту предыдущего сотрудничества с Киевом, бдительность
заставили быть начеку и функционеров МВФ, но объявление
исполнительного совета директоров фонда о выделении Украине второго транша
кредита stand-by последовало лишь после реальной
передачи законопроекта в парламент (20 декабря 2010 года).
В скорости с непонятными и маловразумительными
формулировками Законопроект был изъят из стен ВР. Почему?
Тигипко о причинах.
Вице-премьер-министр – министр социальной политики Украины Сергей
ТИГИПКО во время встречи с представителями региональных СМИ пытался
мотивировать действия по отзыву Законопроекта:
«Необходимо
определенным образом решить вопрос низкого уровня пенсионного обеспечения самых
старших членов общества. Пенсионная реформа призвана помочь, в первую очередь,
так называемым «возрастным» пенсионерам, которым когда-то была начислена низкая
пенсия, и которые сейчас не могут себе помочь дополнительной работой. Поэтому
существует насущная необходимость не оставлять эту группу пенсионеров наедине
со своей проблемой», - сказал С.ТИГИПКО.
Вице-премьер считает, что самым главным субъектом пенсионной реформы
являются пожилые люди, чья активная трудовая деятельность проходила в советское
время.
В частности, по итогам 2010 года средняя пенсия в Украине
составляет 1149 грн. В то же время, почти 2,8 млн. пенсионеров получают пенсию
ниже 800 грн., а 4 млн. граждан могут рассчитывать на соответствующую выплату,
сумма которой не превышает 900 грн. Преимущественно к получателям этих самых
низких пенсий относятся именно самые старшие пенсионеры.
«Из всех реформ, которые мне приходилось проводить, пенсионная
реформа оказалась одной из самых сложных», – отметил С.ТИГИПКО.
По его словам, сложность пенсионной реформы заключается в том, что
она касается абсолютно всех граждан. В то же время задание осложняется
комплексностью законодательства. К тому же, проведение пенсионной реформы
требует учета социального фактора.
С.ТИГИПКО также сообщил, что сейчас уже завершается первый этап
обсуждения реформы. По его результатам готовятся изменения к соответствующему
законопроекту. Дополненный документ будет подан в Верховную Раду до 16 февраля.
„Мы и в дальнейшем будем активно общаться с гражданами, чтобы
услышать их мнение, в том числе и через социальную рекламу, которая вскоре
будет размещена по всей стране. Параллельно
мы будем изучать международный опыт введения пенсионной реформы. Хочу отметить
еще раз: мнение каждого будет обязательно услышано», - сказал С.ТИГИПКО.
Кроме того, Сергей
ТИГИПКО считает чрезвычайно полезным для Украины опыт Словакии по внедрению
пенсионной реформы.Как сообщили УНИАН в пресс-службе вице-премьера, об этом
С.ТИГИПКО заявил на брифинге для представителей словацких СМИ во время своего
визита в Словацкую Республику.
В ходе визита, целью которого было изучение опыта Словакии в
реформировании пенсионной системы, С.ТИГИПКО провел переговоры с
вице-премьер-министром, министром финансов Словацкой Республики Иваном
МИКЛОШЕМ, который отметил, что Словакия готова оказывать Украине экспертную
поддержку в этих вопросах. Также о готовности оказать экспертную помощь заявили
представители словацких страховых пенсионных фондов.
Как сообщал УНИАН, С.ТИГИПКО высказывал надежду, что Верховная
Рада примет закон о пенсионной реформе в марте 2011 года. Вместе с этим, он не
исключил, что до этого срока проект закона о пенсионной реформе может быть
отозван из Верховной Рады для внесения изменений.
Такое впечатление, что отец реформы Тигипко до
февраля месяца не знал, что
- старики получают мизерные пенсии и находятся за
всеми пределами выживания,
- пенсионная
реформа, как впрочем, и все остальные касаются всех граждан,
- мнение
народа в демократическом государстве учитывается до принятия Законопроектов,
- положительный
опыт других стран необходимо учитывать до или в процессе написания законов.
А не
махать кулаками после внесения в и так раскаленное общество противоречивых и опасных своею революционностью
Законопроектов.
Профильный
комитет Рады "забраковал" пенсионную реформу Тигипко.
Парламентский
комитет по вопросам социальной политики и труда, принял решение обратиться к
Верховной Раде Украины с предложением отклонить законопроект "О
мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы
(N7455 от 13.12.10 г.).
Указанный законопроект был рассмотрен на
заседании комитета 2 февраля. По результатам рассмотрения народные депутаты -
члены комитета пришли к выводу, что правительством не учтены общие наработки
трех Сторон социального диалога и научных учреждений. "Вынуждены констатировать, что
комплекс предложенных в законопроекте мероприятий не решает проблемы финансовой
стабилизации солидарной системы пенсионного страхования", - сказано в заявлении.
Депутаты отмечают, что "так широко
анонсированное внедрение пенсионной реформы свелось к предложениям внедрить
более жесткие условия пенсионного обеспечения, а именно:
- повысить возраст выхода на пенсию,
- величину
нормативного страхового стажа,
- пересмотреть условия назначения и
перерасчета пенсий, выплаты пенсий работающим пенсионерам и т.п.".
В комитете подчеркивают, что успешное
реформирование пенсионной системы нуждается в создании экономических
предпосылок, а именно:
- рост
производства,
- укрепление финансового состояния предприятий и
соответствующее наращивание финансовых возможностей пенсионной системы;
- расширение продуктивной занятости населения,
минимизация скрытой безработицы, теневой занятости,
- защита трудовых и социальных интересов граждан
Украины на иностранных рынках труда,
- погашение задолженности по заработной плате,
- повышение ее размера и увеличение удельного веса в
валовом внутреннем продукте; расширение базы уплаты пенсионных взносов за счет
охвата пенсионным страхованием всех категорий юридических и физических лиц,
- прекращение практики списания и реструктуризации
задолженности предприятий перед Пенсионным фондом,
- отмена льгот в уплате пенсионных взносов и запрет
внедрения новых льгот в выплате пенсий без определения источников их
финансирования,
- ереведение финансирования выплат пенсий
льготным категориям их получателей из Пенсионного фонда на государственный
бюджет Украины и т.п.
Профильный комитет также принял решение обратиться
к Президенту Украины с просьбой взять под личный контроль выполнение плана
действий правительства по внедрению экономических реформ на 2010-2014 гг. в
части внедрения мероприятий, связанных с пенсионной реформой. Кроме того,
депутаты просят главу государства внести предложения относительно кадровых
изменений в Министерстве социальной политики, в частности, поставить вопрос относительно
соответствия занимаемой должности первого заместителя Министра социальной
политики Василия
Надраги.
"Надеемся,
что правительство вместе с парламентом сможет как можно скорее преодолеть
серьезные трудности, которые возникли на пути внедрения пенсионной
реформы", - заявляют в комитете.