25.07.2011 г. вступил в силу Перечень и порядок представления документов, необходимых для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности» (далее - Перечень №10-3).
Перечень №10-3 утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 06.04.2011 г. №10-3 во исполнение требования ч. 26 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Это специальный закон, которым регулируются вопросы пенсионного обеспечения научных, научно-педагогических работников, в частности, права на назначение пенсии, исчисление стажа, заработной платы, размера пенсии.
До утверждения Перечня при назначении и перерасчетах научных пенсий органы Пенсионного фонда использовали общий порядок представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее - Порядок №22-1). Утверждение Перечня №10-3 дает возможность учесть специфику научного закона, обеспечить соблюдение единых требований к перечню необходимых документов, их содержанию и форме: При этом во многих случаях сохраняются ссылки на Порядок №22-1, который остается базовым документом и содержит положения, являющиеся неизменными при назначении и перерасчетах пенсий по любому закону.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ НАУЧНОГО СТАЖА
Так, для назначения (перерасчета)пенсий согласно Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности» обязательно подается заявление по форме, предусмотренной приложением 4 к Порядку №22-1. Заявление является подтверждением факта обращения лица за назначением (перерасчетом) пенсии и основанием для определения срока назначения (перерасчета) пенсии.
Человек, заполняющий бланк заявления, указывает информацию о работе на время обращения. Также указывается, назначалась ли пенсия раньше. При этом человек обязуется своевременно сообщить в орган ПФ о принятии на работу, увольнении с работы, изменениях в составе семьи, изменении местожительства, выезде за границу на постоянное местожительство и других обстоятельствах, которые могут повлиять на пенсионное обеспечение.
Поскольку право на научную пенсию связано с наличием научного стажа (20 лет у мужчин и 15 лет у женщин), то главное - его надлежащее подтверждение. Кроме документов о стаже, определенных Порядком №22-1 (основным документом является трудовая книжка), обязательно предоставляется справка о подтверждении стажа научной работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, высших учебных заведениях Ш-1У уровней аккредитации или их правопреемниках (далее - справка). Впервые появилась норма о том, что при отсутствии правопреемника справки предоставляет орган государственной власти, либо Национальная академия наук Украины, либо национальные отраслевые академии наук, к сфере управления которых относилось предприятие, учреждение, организация или к компетенции которых относятся соответствующие направления научной (научно-технической) деятельности.
Перечнем №10-3 утверждены три формы справок, предоставляемых для подтверждения научного стажа: для научных работников; научно-педагогических; лиц с научной степенью и работающих на должностях по специальности согласно группе специальностей отрасли науки, из которой присуждена научная степень.
Независимо от того, какая из справок подается, каждая из них должна содержать информацию о наименовании предприятия, учреждения, организации, где работает (работал) человек; статус предприятия, учреждения, организации (государственное бюджетное, государственное небюджетное, негосударственное); период работы; наименование должности, которую занимает (занимал) человек; основания выдачи справки, подписи руководителя и начальника отдела кадров, печать.
Для научного работника указывается название научного подразделения; ссылка на соответствующий пункт Перечня должностей научных (научно-педагогических) работников предприятий, учреждений, организаций, высших учебных заведений ПНУ уровней аккредитации, пребывание на которых дает право на назначение пенсии и выплату денежной помощи в случае выхода на пенсию согласно ст. 24 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2004 г. №257; основное направление деятельности предприятия, учреждения, организации, подразделения. Для предприятия, учреждения, организации негосударственной формы собственности дополнительно отмечаются периоды аттестации согласно распоряжениям Кабинета Министров Украины от 30.04.1993 г. № 269-р, от 08.05.1996 г. № 332-р., постановления Кабинета Министров Украины от 07.04.1998 г. №469 «Об утверждении Положения о государственной аттестации научно-исследовательских (научно-технических) учреждений».
АККРЕДИТАЦИЯ
Для подтверждения стажа научно-педагогической работы обязательна информация об уровне аккредитации высшего учебного заведения.
Согласно ст. 1 и 28 Закона Украины «О высшем образовании», аккредитованное высшее учебное заведение - это учебное заведение, которое признано способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, по направлениям и специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней, не менее двух третей из которых являются аккредитованными. Высшие учебные заведения, которые успешно прошли аккредитационную экспертизу, получают сертификат об аккредитации направления, специальности или высшего учебного заведения.
Решение об аккредитации высших учебных заведений, согласно Положению об аккредитации высших учебных заведений и специальностей в высших учебных заведениях и высших профессиональных училищах, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 09.08.2001 г. №978, принимает Государственная аккредитационная комиссия.
Согласно п. 4 постановления Кабинета Министров Украины от 01.06.1992 г. №303, государственные высшие учебные заведения могут осуществлять подготовку специалистов без аккредитации по тем уровням, по которым она проводилась в течение пяти лет. Поскольку указанное постановление признано утратившим силу согласно п. 7 постановления КМУ от 12.02.1996 г. №200, то периоды работы в государственных высших учебных заведениях могут засчитываться в стаж научной работы без аккредитации до этой даты. После нее научно-педагогическому работнику в научный стаж засчитываются периоды работы в высшем учебном заведении с даты принятия решения Государственной аккредитационной комиссией об аккредитации высшего учебного заведения по III и IV уровням аккредитации в течение действия сертификата об аккредитации.
ЗАРПЛАТА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ
Для подтверждения зарплаты подается справка о заработной плате (доходе) научного работника по основному месту работы за любые 60 календарных месяцев научного стажа подряд до 1 июля 2000 г. независимо от перерывов и за весь период научного стажа после этой даты. Справка предоставляется на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и уплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, где работал человек, обратившийся за пенсией. Если такие предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций, архивными учреждениями.
Когда архивные учреждения не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать справки, отвечающие данным архивных фондов без соблюдения этой формы.
Перечнем №10-3 утверждены две формы справки о заработной плате научного работника (приложения 4, 5). Справка по форме согласно приложению 5 предоставляется в случае работы научного работника в негосударственных научных учреждениях, организациях и высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации, где сумма заработка подлежит ограничению согласно ч. 14 ст. 24 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». В других случаях выдается справка по форме согласно приложению 4.
ПЕНСИОННЫЕ НЮАНСЫ
К заявлению о назначении пенсии по инвалидности, кроме вышеупомянутых документов, управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах прилагают полученную от медико-социальной экспертной комиссии выписку из акта обзора МСЭК.
К заявлению о назначении пенсии в связи с потерей кормильца, кроме вышеупомянутых документов, прилагаются документы, подтверждающие право иждивенцев на такой вид пенсии.
К заявлению о перерасчете пенсии в связи с учетом научного стажа и заработной платы, приобретенных после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии, предоставляется справка о подтверждении стажа научной работы и справка о заработной плате научного (научно-педагогического) работника.
Обращение за назначением (перерасчетом) пенсии, перечень документов, подаваемых для назначения пенсии со снижением пенсионного возраста, для установления к пенсии надбавок, помощи, дополнительной пенсии, компенсации и повышений, документов, удостоверяющих родственные отношения, местожительство, пребывание на содержании и осуществление ухода, порядок выплаты пенсии в случае выезда за границу, смерти пенсионера, возобновление выплаты ранее назначенной пенсии определяются согласно Порядку представления документов №22-1.
Заместитель начальника управление – начальник отдела по назначению пенсий Калинина Татьяна