В соответствии Инструкции по вопросам деятельности подразделений ДПС Госавтоинспекции
МВД, утвержденной приказом № 111 от 27 марта 2009 года за подписью
профильного министра Юрия Луценко, было запрещено сотрудникам ДПС штрафовать депутатов за нарушение целого перечня правил дорожного движения: как то превышение
скорости, движение на красный свет и прочее.
Действующий же министр внутренних дел Анатолий Могилев, видимо
отреагировав на критику в прессе, внес существенные изменения в
указанную Инструкцию. Они закреплены в приказе № 131 от 8 апреля сего
года (зарегистрирован в Минюсте 10 мая и вступит в силу после
официальной публикации).
Утвержденные изменения коренным образом меняют суть самого спорного
подпункта Инструкции, который и позволял народным избранником вести себя
на дорогах как угодно. Напомним: в настоящее время сотрудники ДПС не
могут привлекать народных депутатов к административной ответственности
за нарушение ПДД в несудебном порядке. Иными словами, депутаты могут
быть привлечены к административной ответственности за нарушение ПДД
только на основании решения суда. В то же время, суд некомпетентен
рассматривать дела по административным правонарушениям и принимать
решения по целому ряду статей и частям статей КоАП. Это согласно пока
еще действующей Инструкции.
Инструкция в новой редакции гласит совсем иное: депутатов можно привлечь к административной ответственности за нарушение ПДД
при условии соблюдения закона «О статусе народного депутата Украины»,
который запрещает привлечение депутата к уголовной ответственности, его
задержание, арест, обыск личного автомобиля без согласия Верховной Рады.
То есть в ближайшее время сотрудники ДПС получат-таки право штрафовать депутатов на дорогах.
Однако рано радоваться торжеству справедливости. Анатолий Владимирович
Могилев предусмотрительно внес еще одно весьма существенное изменение к
Инструкции. Пожалуй, эта корректировка существеннее несомненно
клинического по своей сути нынешнего отношения милиции к депутатам.
Так, изменения к документу закрепляют наряду с административными
мерами воздействия на нарушителей еще одну меру – профилактическую. После
публикации приказа сотрудники ДПС будут вправе как наложить на
нарушителя штраф, так и предпринять профилактические меры воздействия –
именно такая двойственность работы прописана в их обязанностях.«Принимает меры по пресечению административного правонарушения».
Причем, в главе Инструкции, которая оговаривает действия работников
подразделений ДПС при нарушении участником дорожного движения требований
ПДД, исключена формулировка, которая обязывает инспектора «составить
протокол об административном правонарушении». Вместо нее появилось емкое
выражение:
То есть протоколы уже в принципе не обязательны – главное пресечь
нарушение, пускай и профилактическим путем. Проведение же с водителями
«профилактической и разъяснительной работы» возложили непосредственно на
старшего наряда ДПС.
Весь фокус в том, что в Инструкцию «забыли» добавить
всеобъемлющий перечень случаев, которые бы оговаривали: когда на
нарушителя ПДД необходимо воздействовать административными методами, а
когда профилактическими. Рискнем предположить, что эта новация
появилась не случайно – в качестве благородной работы над ошибками
убрали один запрет и, одновременно, добавили положения, которые
фактически все оставляют на своих местах. Вся разница между действующими
положениями Инструкции и теми, которые в ближайшем времени вступят в
силу, только в одном: раньше депутатов не штрафовали, потому что не
могли, а в перспективе же вряд ли будут штрафовать, потому что можно
провести профилактическую беседу и тем самым пресечь нарушение на корню.
В конце концов, какому инспектору хочется связываться с депутатом? Что
же касается обычных автолюбителей, то к ним, скорее всего, сотрудники
ДПС будут относиться по старым нормам Инструкции – есть нарушение, есть
штраф.
Источник: Comments.UA |