"Представители малого и среднего бизнеса, которые работают
честно и открыто в законодательном поле, не пострадают от новшеств, вводимых
Налоговым кодексом", - так официально считает ГНАУ. Но почему-то уже
сегодня "единщики" впадают в панику от первоапрельского новшества. Мы
узнали, что и как повлияет на деятельность предпринимателей со ІІ квартала.
Предприниматель фирме не товарищ?
Дело в том, что с 1 апреля, согласно НК, юрлица
не смогут относить на валовые затраты средства, потраченные на закупку товаров
и услуг у предпринимателей-упрощенцев. То есть фактически разрываются
договорные отношения между физическими и юридическими лицами, и бизнес
искусственным образом расчленяется на два лагеря, не связанных между собой.
Хорошо это или плохо - вопрос риторический, поскольку разделение чего-либо
редко способствует развитию. Но налоговики другого мнения. Они подсчитали, что
изменения коснутся только оптимизаторов, которые стали плательщиками единого
налога лишь в целях минимизации налогообложения.
Согласно проведенному ГНАУ исследованию, из 1 100 000
физлиц-предпринимателей около 400 тыс. плательщиков единого налога имеют
отношения с юридическими лицами. При этом всего 170 тыс. работают у тех же
юридических лиц как наемные работники и получают зарплату, а 230 тыс. - просто
сотрудничают с юридическими лицами по договорам.
То есть, если следовать логике, 170 тыс.
предпринимателей следовало бы лишить возможности сотрудничать с юрлицами,
поскольку они на самом деле являются наемными сотрудниками и просто
оптимизируют таким образом налоги. И ради этого налоговики готовы закрыть
бизнес 230 тыс. предпринимателей, которые не были замечены в нечестном подходе
к бизнесу, а просто оказывали услуги юрлицам на основании договоров. Странно
получается: жертвовать 230 тыс. ради 170.
К тому же, остальные ФЛП (700 тыс., которые, по
подсчетам ГНАУ, вообще никогда не имели отношений с юрлицами) лишаются возможности
их когда-либо иметь. И все, опять-таки, ради этих 170 тыс. оптимизаторов…
"Это норма, которая разрывает малый и большой бизнес. Она говорит, что
никаких взаимодействий между физическими и юридическими лицами быть не
может", - говорит Оксана Продан, автор альтернативного законопроекта о
едином налоге. Она рассказала о разработке законопроекта для
"единщиков" в Кабмине, и, по ее словам, на сегодня Рабочая группа уже
достигла согласия по поводу ликвидации этой драконовской нормы. "Дело в том,
что подобный запрет не может касаться только нечестных. Я знаю конкретных
людей, которые оказывали услуги юридическим лицам - это уборщицы, которые
убирали в офисах компаний и получали доход в 2000 грн./мес. Это честно? А с 1
апреля они уже так делать не смогут, потому что юридическим лицам не выгодно
будет с ними работать. Так почему простые предприниматели должны лишиться
легального источника дохода?" - отмечает О. Продан.
Но пока что имеем то, что имеем, а это - запрет
юрлицам относить на валовые расходы правоотношения с "единщиками".
Как считают эксперты, "нечестного" бизнеса в стране - порядка 10-15%,
зато многим другим теперь придется искать возможность работать в правовом поле.
Единственным выходом для предпринимателей будет
переформатирование организационной формы деятельности. Им придется либо
работать через юридических лиц - плательщиков единого налога, либо создавать
самим юридические лица, либо переходить на общую систему налогообложения.
Только в таком случае они имеют шанс сохранить своих клиентов.
Такая норма будет
действовать до тех пор, пока парламент не примет изменения в 14-й раздел
Налогового кодекса либо какой-то другой закон, облегчающий участь упрощенцев.
"Я очень надеюсь, что как только начнется сессия ВР, депутаты сразу примут
изменения в ст. 176 НК по поводу ежемесячной отчетности, и все предприниматели
уже не будут вынуждены сдавать нулевые отчеты каждый месяц, простаивая
несколько часов в очередях", - говорит г-жа Продан. Речь идет о
законопроекте Виталия Хомутынника №8217, где есть норма об исключении п. д пп. 2 ст. 176 НК. Этот законопроект
уже одобрен к первому чтению профильным комитетом, но его планируется еще
немного доработать и исправить некоторые другие нормы.
Кто на каникулы?
С 1 апреля для предпринимателей появляется еще
одно новшество. В частности, можно будет воспользоваться правом на так
называемые налоговые каникулы. Правда, они будут касаться только очень
ограниченного числа предпринимателей: им предоставляется возможность
перерегистрироваться и перейти на общую систему налогообложения. Но при этом
надо, чтобы зарплата за предыдущий квартал у всех работников плательщика была
не меньше, чем 2 минимальных зарплаты, да и количество работников ограничено.
ФЛП, соответствующие этим критериям, смогут воспользоваться налоговыми
каникулами - т. е. платить все налоги по общей системе, кроме налога на
прибыть. Сегодня ставка налога на прибыль составляет в среднем 25%. Но четверть
от суммы сэкономленного налога предприниматели обязательно должны направить на
развитие своих оборотных средств: энергосберегающие технологии, модернизацию и
т. д. А если этого не произойдет, надо будет заплатить налог в полном объеме.
Переходить ли на общую систему налогообложения,
чтобы воспользоваться правом налоговых каникул, или оставаться на едином
налоге, разобраться предпринимателям будет нелегко, поскольку пока трудно
спрогнозировать, когда и что примут в качестве закона об упрощенной системе.
Впрочем, не так давно на очередном заседании рабочей группы при Минфине уже
была предложена концепция реформирования упрощенной системы. По словам членов
Совета предпринимателей при Кабмине, 28-29 марта планируется завершение
переговорного процесса. Нормы концепции будут основой для министерского
законопроекта, который в случае его принятия может вступить в силу с 2012 г.
Предлагается разделить
плательщиков единого налога на несколько категорий. ФЛП с годовым доходом до
150 минимальных зарплат (далее - МЗ; с 1 декабря 2011 г. составит 1004 грн.)
будут платить до 10% размера МЗ; до 600 МЗ - до 40%; до 1000 МЗ - 3% от дохода
при условии уплаты НДС и 5% - без уплаты НДС. Последние ставки будут
применяться и для налогообложения юрлиц, годовой оборот которых не превысит
3000 минимальных зарплат.
Однако сами предприниматели с этим не согласны и
предлагают установить размер налогообложения для 2-4 категорий, исходя из
предельного годового дохода в 1000, 2000 и 5000 минимальных зарплат
соответственно. Представители бизнеса говорят: "Оборот до 600 МЗ мы
предлагаем исключить. Получается, что там остаются практически те же 500 тыс.
грн, которые есть сейчас, чтобы быть на едином налоге, но увеличивается
налоговая нагрузка и усложняется отчетность. Плюс в правительстве забывают о
едином соцвзносе в размере 34,7%".
Законопроект также содержит норму, которая
разрешает предприятиям включать в валовые расходы затраты на покупку товаров,
работ и услуг у единщиков. Но Минфин предлагает эти расходы включать лишь в том
случае, если они будут подтверждены "в отдельном перечне доходов и
расходов плательщика в разрезе контрагентов".
Планы на будущее
На прошлой неделе группа оппозиционных депутатов
зарегистрировала в парламенте проект закона №8276, в котором представила свою
версию упрощенной системы налогообложения. Накануне на заседании Кабмина
премьер Николай Азаров пожурил за медлительность в разработке новых правил
ведения бизнеса министра финансов Федора Ярошенко и первого вице-премьера
Андрея Клюева. По этому поводу глава парламентского Комитета по вопросам
промышленной и регуляторной политики Наталья Королевская говорит следующее:
"Изначально планировалось, что норма о запрете юрлицам относить на валовые
затраты средства, уплаченные единоналожникам, будет действовать до 1 апреля.
Предполагалось, что с I квартала вступит в силу новая модель упрощенной
системы, запрет будет устранен, и бизнес сможет нормально работать".
Видимо, планы, как всегда, не осуществились.
Напомним также о других новшествах. Так, с 1 апреля начнут действовать
новые правила взимания налога на прибыль, согласно которым ставка налога будет
снижена с 25% до 23%. Доходы и расходы ФЛП будут определяться уже не по
принципу первого события, а по дате перехода права собственности на товар или
по дате составления акта выполненных работ (предоставленных услуг). Также в НК
предусмотрено разделение основных средств в налоговом и бухгалтерском учете уже
не на 4, а на 16 групп.
|