Проект закона о внесении изменений в раздел Налогового кодекса об
упрощенной системе налогообложения правительство должно было подготовить
еще в начале года. И вот, наконец, 18.05.2011 нашумевший законопроект
№8521 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые
другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства)» был роздан парламентариям для ознакомления.
Подготовлен документ Кабинетом министров, что дает основания уповать на
его политическую поддержку в парламенте и на скорое принятие
соответствующего закона, предполагающего ощутимые изменения.
Например, ставку единого налога (ЕН), согласно проекту, определит
уровень минимальной зарплаты, а самих «упрощенцев» разделят на четыре
группы.
К первой отойдут физлица с доходом, не превышающим 150
минимальных зарплат (141 600 грн) в год, не использующие труд наемных
сотрудников. Осуществляя свою деятельность на едином налоге, они
займутся розничной торговлей на рынках, предоставлением бытовых услуг и
«ремесленнической деятельностью». Ставка налога для таких лиц
установлена в размере от 1–10% минимальной месячной зарплаты, и для них
предлагается ввести годовой отчетный период. Кроме того, плательщики
налога, которые не используют труд наемных работников, освобождаются от
уплаты налога на время отпуска в течение одного календарного месяца в
год и по болезни, подтвержденной больничным листом, если она длится
календарный месяц и больше. Сумма налога, оплаченная за такой период,
будет зачислена в счет будущих платежей.
Вторую группу составят физлица, осуществляющие производство и
продажу товаров, ведущие ресторанную деятельность и содержащие на службе
до 10 человек, а также предоставляющие услуги другим «упрощенцам».
Объем их доходов не должен превышать 1000 минимальных зарплат в год.
Ставка их налога составит 2–20% МЗП. При этом, если такие физлица (1-2
группа) осуществляют несколько видов хозяйственной деятельности, для
которых установлены разные ставки налога, они получают одно
свидетельство плательщика налога и платят налог по большей ставке.
Третья группа – физлица, объем доходов которых не превышает 2000
МЗП в год, а число наемных работников – 10 человек. Для них возможны
варианты: 3% налог и отдельно НДС или 5%, внутри которых НДС уже учтен.
Таким образом, физические лица-упрощенцы теперь могут стать
плательщиками НДС.
Четвертая группа – юрлица с годовым доходом не более 5000 МЗП и
числом сотрудников до 50 человек. Схема их налогообложения аналогична:
3% от дохода при условии уплаты НДС и 5% – без уплаты НДС.
Из проекта явственно следует, что НДС для его плательщиков не включается
в объект налогообложения, как и суммы возвратной финансовой помощи и
дивидендов. Юрлицам разрешат относить на валовые расходы средства,
уплаченные за товары и услуги, приобретаемые у физлиц-СПД третьей
группы. Для производителей, реализующих исключительно продукцию
собственного производства, ставка может уменьшиться на 50% и,
соответственно, будет составлять 1,5% и 2,5%.
Налоги на прибыль предприятий, на доходы физических лиц, на добавленную
стоимость по операциям поставки товаров и услуг на таможенной территории
Украины, земельный налог, сборы за осуществление некоторых видов
предпринимательской деятельности и на развитие виноделия «упрощенцы»
платить не будут. Также упрощается отчетность и система оформления прав
плательщика единого налога: ежегодное оформление соответствующего
свидетельства отменят. Физлицам-СПД, осуществляющим самостоятельную
несистематичную продажу товаров, разрешат покупать краткосрочные
свидетельства сроком до 15 дней; их налог составит 1% МЗП при условии,
что суммарная стоимость проданных ими за это время товаров не превысит
25 МЗП.
Кроме того, законопроект №8521 предусматривает: 1) отмену 50% надбавки к
фиксированным ставкам налога за каждого наемного работника; 2)
разрешение для юрлиц включать в состав валовых расходов оплатутоваров и услуг, приобретенных у плательщиков единого налога – физических лиц. Еще
одно новшество – штрафы за неуплату социальных взносов в 2010 г.
взиматься не будут, а предприниматели-инвалиды и пенсионеры в случае
добровольного участия в системе социального страхования смогут не
платить единый взнос на общеобязательное государственное социальное
страхование.
Таким образом, с одной стороны, жизнь упрощенцев наконец-то обещает
стать действительно проще, с другой – неизвестно, как эта простота
отразится на реализации контрольных функций компетентных органов. За
разъяснениями мы обратились к специалистам.
Комментарии
«Мы должны принять документ, который учитывал бы требования власти, бизнеса и гражданского общества»
Как известно, правительство планирует полностью автоматизировать возврат НДС к 2014–2015 гг. (об этом премьер-министр Николай Азаров заявил на встрече с Александром Квасневским,
состоявшейся на прошлой неделе). В то же время, согласно законопроекту
№8521 некоторым плательщикам единого налога разрешат включить НДС в
ставку ЕН. Повлияет ли такое нововведение на темпы автоматизации
возврата НДС? Не опасаются ли в парламенте, что упрощение отчетности
осложнит работу налоговых органов?
Председатель профильного Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник:
– Законопроект №8521 – комплексный документ, который предусматривает
изменения не только относительно упрощенной системы, но и к НДС, налогу
на прибыль предприятий и т. п. Говорить, что введение ставок единого
налога без уплаты НДС будет влиять на автоматическое возмещение,
рановато. Думаю, делать выводы по этому поводу можно будет не раньше,
чем во время подготовки законопроекта ко второму чтению.
Ст. 297.1 законопроекта позволяет предпринимателям, которые работают на
упрощенной системе налогообложения, вести книгу учета доходов. Кстати,
такой порядок учета осуществляется и в настоящий момент, поэтому
говорить, что введение новой упрощенной системы усложнит работу
налоговикам, нет смысла.
Предложенная Кабмином модель упрощенной системы налогообложения является
реальным стимулом для развития малого и среднего бизнеса, шагом вперед в
отношениях бизнеса и власти. В то же время нормы, предложенные в
законопроекте, еще будут дорабатываться экспертами профильного комитета,
ведь упрощенная система налогообложения не должна использоваться для
уклонения от уплаты налогов, как было раньше. Мы должны принять
сбалансированный документ, который учитывал бы требования власти,
бизнеса и гражданского общества.
Начальник пресс-службы Министерства финансов Украины Виктор Косарчук:
– Мы живем в гражданском обществе, где нужно думать, в первую очередь, о
гражданах, а уж потом о налоговых органах. Я на такие законопроекты
смотрю с точки зрения своего юридического опыта: что он может дать?
Сейчас важно, чтобы упрощенец не ушел в тень, чувствовал себя
полноправным плательщиком. Посмотрите на Америку и Европу, где чуть что,
человек говорит: «Я плачу налоги и имею право». С другой стороны, в
Европе упрощенной системы нет, что привело к социальному напряжению.
В Украине средний класс составляет огромный сегмент населения – 2 млн
600 человек. Конечно, их права не могут не регулироваться. И Указа
Президента 1998 г. для этого недостаточно, потому что сейчас ситуация
другая. Кто-то должен был взять на себя инициативу и привести этот
вопрос в соответствие с законодательством. Документ, конечно,
компромиссный, т. е. в нем было учтено все, что можно учесть. В
результате мы получили дифференцированный подход к плательщикам. Вот
почему важно, чтобы при голосовании были учтены все базовые принципы,
чтобы неизбежные подзаконные акты были тщательно выписаны. Что касается
Минфина, то мы для этого сделаем все возможное.
Председатель Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская:
– Документ на 70% отражает концепцию Совета предпринимателей, однако
требует существенной доработки по части защиты от теневых схем, которые
на сегодняшний день используются для дискредитации упрощенной системы
налогообложения. В моем законопроекте все эти нюансы учтены.
Предпринимательская активность в стране была на два месяца парализована
НКУ, поэтому о каком-то стимуле к развитию бизнеса я бы сейчас не
говорила. Скорее, принятие законопроекта послужит дорожной карточкой,
которая стабилизирует экономическую ситуацию с предпринимательской
деятельностью. И не надо делать из этого какую-то черную комнату: к
единому налогу темпы автоматизации возврата НДС никакого отношения не
имеют. А чтобы закончить этот процесс, нужна политическая воля. Все мы
прекрасно понимаем, что «ручной режим» возврата будет существовать до
тех пор, пока на этом не перестанет зарабатывать власть.
|