Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Январь » 21 » Критика Законопроекта о "Высшем образовании".
08:58
Критика Законопроекта о "Высшем образовании".


.На данный момент в Верховной Раде зарегистрировано сразу два законопроекта, которые касаются высшего образования. 

Первый – это законопроект Юрия Мирошниченко (№7486)

а второй – законопроект №7486-1, поданный несколькими депутатами от Партии регионов, который активно лоббирует министр образования Дмитрий Табачник.

Законопроект Юрия Мирошниченко более прогрессивный с точки зрения интеграции Украины в единое европейское образовательное пространство. 

Этот документ основывается на принципах автономии высших учебных заведений. Причем автономии в разных аспектах – академической, финансовой, административной. Безусловно, тут необходимо доработать ряд положений, в первую очередь, относительно третьего цикла высшего образования (доктор философии, PhD). Но именно законопроект № 7486 должен быть взят за основу нашим парламентом. Он имеет рыночный характер и в целом направлен на создание сильных украинских университетов.

Второй законопроект, который активно поддерживает Министерство образования, приведет к дальнейшей деградации науки и высшего образования в Украине. Между Украиной и Европейским Союзом появится очередной барьер, результатом которого станет прогрессирующая самоизоляция украинских университетов. Указанный законопроект делает невозможным имплементацию в Украине принципов Болонской системы, консервирует авторитарный контроль государства, которое с советских времен смотрит на университеты не как на основу для всестороннего развития общества и национальной экономики, а как на обузу на своей шее.

Университеты должны нести ответственность за качество подготовки студентов, влиять на содержание образовательных программ, иметь возможность диверсифицировать источники поступления материальных ресурсов, а также право распоряжаться теми ресурсами, которые сами заработали. Это нонсенс, когда деньги, которые заработал университет, продолжают считаться бюджетными.

Недостатки проекта.

1. Очень много вопросов и по системе подготовки студентов. К примеру, законопроект фактически делает невозможным междисциплинарные программы, которые лежат в основе развития современного высшего образования во всем мире. То же самое можно сказать про дисциплины и программы, которые должны относится к выбору самих студентов.

2. Еще один недопустимый аспект – привязка градации высших учебных заведений к количеству студентов. Предполагается, что классическим университетом может быть лишь то учебное заведение, которое имеет не менее 10 тыс. студентов на дневной форме обучения. В этом случае «Киево-Могилянская академия» не может называться классическим университетом. Более того, такие известные вузы, как Стенфорд или Принстон также не подпадают под «отечественное» определение университета. Количество студентов не главное, главное – качество подготовки.

3. Законопроект вводит в Украине понятие доктор философии (PhD) путем простого переименования существующего кандидата наук, без создания структурированных докторских программ, которые уже в прошлом году должны были прийти на смену постсоветским аспирантурам и докторантурам. Это полная профанация, которая имеет целью ввести в заблуждение западноевропейских партнеров – якобы Украина наконец-то начала имплементировать нормы Болонского процесса.


Обсуждение.

Всеукраинская молодежная организация «Фонд региональных инициатив» (ФРИ) выступает против принятия Верховной Радой нового законопроекта "О высшем образовании” (№7486-1)

Как говорится в заявлении организации, данный законопроект угрожает «еще больше коммерциализировать образование в Украине» и может привести к сужению права граждан на образование и принципа доступности образования, которые закреплены в Конституции.
По мнению ФРИ, проект закона содержит несколько одиозных норм.

1. Так, согласно выводам фонда, документ позволяет администрациям высших учебных заведений неограниченно увеличивать размер платы за обучение студентов-контрактников.

"Формулировка министерского проекта угрожает увеличением во время обучения платы с поправкой на индекс инфляции, а также на некоторый нерегламентированный ректорский "икс”, – объясняют в молодежной организации. – "Сегодня же действующий Закон "О высшем образовании” гарантирует, что на протяжении всего срока обучения размер платы меняться не может. До сих пор эта гарантия неоднократно позволяла студентам-контрактникам выигрывать в спорах с ректоратами, если те пытались неоправданно увеличивать цену за обучение”.

2. Также, как информирует ФРИ, законопроект №7486-1 предлагает отменить привязку платы за обучение и предоставление дополнительных образовательных услуг к гривне.

3. Кроме того, как отмечают в молодежной организации, законопроектом предлагается изъять гарантию о принятии на первый курс на бесплатную форму обучения студентов дистанционной (заочной), вечерней и экстернатной форм обучения.

Остальные опасные нормы проекта, как утверждают во ФРИ, угрожают вернуть высокий уровень взяточничества в школы и вузы на стадии поступления абитуриентов, а также ликвидировать одно из достижений действующего закона №1798-VI относительно вопросов студенческого самоуправления, принятия которого годами добивались студенческие и молодежные организации.

«Поэтому мы просим членов Комитета (ВР по вопросам науки и образования – ред.) не направлять законопроект №7486-1 на первое чтение без проведения комитетских слушаний при участии, прежде всего, студенческих и молодежных организаций», – заметил председатель фонда Евгений Демченко.

.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 1038 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru