.На данный момент в Верховной Раде зарегистрировано сразу два законопроекта, которые касаются высшего образования.
Первый – это законопроект Юрия Мирошниченко (№7486),
а второй – законопроект №7486-1, поданный несколькими депутатами от Партии регионов, который активно лоббирует министр образования Дмитрий Табачник.
Законопроект Юрия Мирошниченко более прогрессивный с точки зрения интеграции Украины в единое европейское образовательное пространство.
Этот документ основывается на принципах автономии высших учебных заведений. Причем автономии в разных аспектах – академической, финансовой, административной. Безусловно, тут необходимо доработать ряд положений, в первую очередь, относительно третьего цикла высшего образования (доктор философии, PhD). Но именно законопроект № 7486 должен быть взят за основу нашим парламентом. Он имеет рыночный характер и в целом направлен на создание сильных украинских университетов.
Второй законопроект, который активно поддерживает Министерство образования, приведет к дальнейшей деградации науки и высшего образования в Украине. Между Украиной и Европейским Союзом появится очередной барьер, результатом которого станет прогрессирующая самоизоляция украинских университетов. Указанный законопроект делает невозможным имплементацию в Украине принципов Болонской системы, консервирует авторитарный контроль государства, которое с советских времен смотрит на университеты не как на основу для всестороннего развития общества и национальной экономики, а как на обузу на своей шее.
Университеты должны нести ответственность за качество подготовки студентов, влиять на содержание образовательных программ, иметь возможность диверсифицировать источники поступления материальных ресурсов, а также право распоряжаться теми ресурсами, которые сами заработали. Это нонсенс, когда деньги, которые заработал университет, продолжают считаться бюджетными.
Недостатки проекта.
1. Очень много вопросов и по системе подготовки студентов. К примеру, законопроект фактически делает невозможным междисциплинарные программы, которые лежат в основе развития современного высшего образования во всем мире. То же самое можно сказать про дисциплины и программы, которые должны относится к выбору самих студентов.
2. Еще один недопустимый аспект – привязка градации высших учебных заведений к количеству студентов. Предполагается, что классическим университетом может быть лишь то учебное заведение, которое имеет не менее 10 тыс. студентов на дневной форме обучения. В этом случае «Киево-Могилянская академия» не может называться классическим университетом. Более того, такие известные вузы, как Стенфорд или Принстон также не подпадают под «отечественное» определение университета. Количество студентов не главное, главное – качество подготовки.
3. Законопроект вводит в Украине понятие доктор философии (PhD) путем простого переименования существующего кандидата наук, без создания структурированных докторских программ, которые уже в прошлом году должны были прийти на смену постсоветским аспирантурам и докторантурам. Это полная профанация, которая имеет целью ввести в заблуждение западноевропейских партнеров – якобы Украина наконец-то начала имплементировать нормы Болонского процесса.