Термин
"франчайзинг" перестал резать ухо украинским предпринимателям. Все
больше и больше статей в периодических изданиях и Интернете посвящено
франчайзингу и его юридическим аспектам. В Украине используются практически все
виды франчайзинговых договоров, разработанные во франчайзинге. Но одной из
"тайных" тем по-прежнему остается тема "пособий во
франчайзинге". Именно в связи с этим мы решили посвятить эту статью
базовым аспектам, которые должны освещаться в пособии, а также указать на
некоторые правовые аспекты передачи разработанного франчайзером пособия.
Основные разделы пособия по франчайзингу
Прежде всего, необходимо отметить, что не существует правил или
стандартов по количеству и наименованию разделов в пособии по франчайзингу.
Пособия по франчайзингу различных франчайзинговых сетей отличаются друг от
друга. Это обусловлено, с нашей точки зрения, двумя основными причинами:
·
Различием в ноу-хау, используемых во франчайзинговых сетях;
·
Степенью зрелости франшизы - чем «моложе» франшиза , тем менее
разработанное пособие предоставляется франчайзи.
Сегодня бытует мнение
среди некоторых франчайзеров, что готовое пособие
по франчайзингу можно купить у консультантов, в крайнем случае -
консультанты могут за небольшую плату самостоятельно, без участия соответствующих
менеджеров франчайзера, разработать такое пособие по заказу. Это мнение ошибочное. Если бы
оно было правильным, то чем бы отличались различные сети друг от друга? В чем
бы заключалось уникальное ноу-хау, которое привлекает потребителя именно к
определенному бренду? С нашей точки зрения, уникальное
пособие может быть разработано только соответствующими менеджерами франчайзера,
которые знают суть и секреты ноу-хау, которым при разработке определенных
разделов могут понадобиться профильные консультанты. Например, при работе
над разделом, посвященным требованиям к изготовлению вывесок, необходимы
консультации дизайнеров, при работе над разделом об использовании технического
оборудования - соответствующих техников и т. п. Можно купить некое «базовое»
пособие, которое потом должно быть доработано менеджерами франчайзера до
состояния «уникальности».
В развитых странах существуют специализированные консультационные
фирмы по франчайзингу, которые объединяют профильных консультантов, и которые
способны по заказу франчайзера разработать уникальное пособие. Консультационных
фирм такого уровня в Украине нет, поскольку нет спроса на их существование.
Подтверждением тому является недавно проведенная выставка по франчайзингу, в
которой участвовало всего 22 участника.
Именно по указанным выше причинам, франчайзер при разработке
пособия должен руководствоваться принципом: «хочешь сделать хорошо - сделай
сам».
1. Информация о франчайзере и франшизе
Поскольку именно франчайзер разрабатывает франшизу и бренд и в
последующем поддерживает, развивает и продвигает их, целесообразно поместить
базовую информацию о франчайзере. Такая информация должна содержать как
«официальную», так и «неофициальную» части.
К официальной части мы относим данные об огранизационно-правовой
форме франчайзера, месте и дате его регистрации, данных о расположении
головного и региональных (если есть) офисов, его телефонах и менеджерах,
ответственных за то или иное направление при контактах с франчайзи.
Также целесообразно поместить в этом разделе финансовые данные о
хозяйственной деятельности франчайзера за последние несколько лет. Такая
открытость, как правило, добавляет плюсов к взаимоотношениям франчайзера и
франчайзи.
К «неофициальной»
информации, которую мы рассматриваем как основную в этом разделе, мы относим:
·
Легенду о создании компании франчайзера;
·
Легенду о создании франшизы;
·
Идеологию бренда и франшизы;
·
Другую информацию, которая позволяет, в первую очередь, франчайзи
любить франшизу и бренд, под которым они работают. Именно эта любовь позволит
франчайзи в последующем успешно продвигать франшизу в своем регионе.
2. Стандарты франчайзинга
В каждой франчайзинговой сети есть свои уникальные стандартные
требования, которые называются стандартами, например, стандартные требования к
помещениям. Если таких стандартных требований по одному направлению несколько,
из них выделяют форматы (большой, средний, малый или уникальные для сети
наименования форматов).
Поскольку основной целью пособия является информационная и
коммуникационная, стандарты должны быть детально описаны во всех их нюансах.
Отсутствие какого-либо нюанса в пособии может в последствии вылиться, как минимум,
в невыполнение этого требования франчайзи, как максимум, в негативное отражение
на всей франчайзинговой сети в целом.
Франчайзер должен определить для себя и описать в пособии все
имеющиеся в сети стандарты: отчетности, помещений, продуктов, поведения
персонала с потребителями, разбор жалоб потребителей, проведения рекламы на
региональном уровне, контроля за деятельностью франчайзи и т. п.
3. Вывески и корпоративный стиль
Независимо от того будет ли сам франчайзер изготавливать вывески,
ярлыки, прейскуранты и т. п. и продавать их франчайзи, или франчайзи будет их
изготавливать самостоятельно, франчайзи должен знать требования к таким
вывескам и ярлыкам. Поскольку это оборудование является составляющей
корпоративного стиля, он должен быть подробно описан. Корпоративный стиль
включает в себя не только описание корпоративных цветов, но также и требования
к униформе, если таковая используется во франчайзинговой сети.
Следует отметить, что этот раздел может быть расположен в качестве
подраздела Стандартов.
4. Персонал
Успех работы любой торговой точки зависит от качества и
квалификации персонала. Базовые требования к персоналу и его квалификации
должны быть помещены в пособии. С нашей точки зрения, этот раздел должен
содержать также базовые требования к поведению персонала при приеме товара,
общении с потребителем, разборе жалоб, действиях персонала при возврате товара
и т. п., в зависимости от специфики предпринимательской деятельности. Базовые
требования предполагают не только формулирование идеологии франчайзера в этих
вопросах, но и конкретные примеры поведения конкретного работника, включая
перечисление основных фраз, которые произносит работник в конкретной ситуации.
Соблюдение этого требования особенно важно для франчайзеров, открывающих
франчайзинговые предприятия в небольших городах Украины.
Этот раздел также может содержать тексты должностных инструкций
персонала и проекты трудовых договоров, если в сети установлена практика
заключения трудовых договоров.
5. Программное обеспечение
На сегодняшний момент каждый франчайзер обуславливает для
франчайзи конкретное программное обеспечение, которое должно использоваться
последним. В этом разделе должно содержаться описание программного обеспечения,
принципы его использования, исправления ошибок, если таковые возникли, а также
контактная информация о лицах, к которым может обращаться франчайзи, если у
него возникли трудности с использованием обеспечения. Такими лицами могут быть
как служащие франчайзи, если программа разработана франчайзером, так и служащие
разработчика программы.
6. Отчетность
Хотя этот раздел может быть помещен в качестве подраздела в
Стандартах, франчайзер должен помнить, что речь идет о помещении не только
стандартных бланков и форм отчетности, но и об описании принципов заполнения
этих бланков и форм времени их подачи (если это не оговорено в договоре
франчайзинга), указание на контактное лицо при возникновении вопросов.
7. Используемое оборудование
Вне зависимости от вида предпринимательской деятельности франчайзи
использует определенный набор оборудования, рекомендованный франчайзером. В
ресторанном бизнесе такой набор шире, в сфере продажи обуви или одежды уже. В
любом случае целесообразно поместить перечень такого оборудования и его
спецификации, краткое описание работы, перечень наиболее часто возникающих
неисправностей и способы их устранения, перечень специализированных мастерских
или контактное лицо у франчайзера, которые могут устранить более серьезные
неисправности.
8. Продукты и рецепты
Этот раздел актуален для сферы ресторанного бизнеса. В этом
разделе содержится не только описание используемых продуктов, их хранения и
обработки, но и требования к местам приобретения таких продуктов. В разделе
могут содержаться технологические карты приготовления блюд.
9. Процедура обновления пособия
И франчайзер и франчайзи должны помнить, что пособие может и
должно постоянно меняться. Такие изменения обусловлены как изменениями в
конъюнктуре рынка, так и дальнейшим совершенствованием франшизы. Необходимо
предоставить франчайзи четкую инструкцию по замене отдельных страниц или
разделов пособия, независимо от того происходит ли такая замена путем рассылки
франчайзи таких новых страниц или разделов, или путем получения новой
информации франчайзи со специального сайта франчайзера.
В зависимости от вида предпринимательской деятельности, в которой
работает франчайзинговая сеть, пособие будет иметь другие разделы.
В зависимости от инструкций франчайзера соответствующие разделы
пособия будут использоваться соответствующими работниками франчайзи. Об этом
важно помнить! На практике бывают случаи, когда в целях сохранения секретности
пособия, доступ к нему имеют только топ менеджеры.
Правовые аспекты передачи пособия
Разработанное пособие по франчайзингу, зафиксированное на
определенном материальном носителе (кинопленке, магнитной пленке или магнитном
диске, компакт-диске и т. п.) в виде серии последовательных кадров
(изображений) или аналоговых или дискретных сигналов, которые отображают
(кодируют) подвижные изображения (как со звуковым сопровождением, так и без
него), и восприятие которого является возможным исключительно с помощью экрана
(киноэкрана, телевизионного экрана и т. п.), на котором подвижные изображения визуально
отображаются с помощью определенных технических средств, относится к числу
объектов авторского права и защищается в Украине законом «Об авторском праве и
смежных правах».
Авторское право на
пособие у франчайзера возникает в результате факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не
требуется регистрация пособия или какое-нибудь другое специальное его
оформление, а также выполнение каких-нибудь других формальностей. Однако,
франчайзер для засвидетельствования авторства (авторского права) на пособие на
протяжении срока охраны авторского права (в течение срока жизни автора и 70 лет
после его смерти) может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих
государственных реестрах. Каждый франчайзер должен принять для себя решение о
необходимости такой регистрации, особенно в свете того, что пособие время от
времени изменяется. Франчайзи должен помнить, что авторское право на пособие и
право собственности на материальный объект, в котором воплощено пособие, не
зависят друг от друга. Факт передачи пособия франчайзи не влияет на авторские
права франчайзера на это пособие.
Передачу пособия
франчайзи должно сопровождать заключение отдельного авторского договора на
использование этого пособия, или же договор франчайзинга должен содержать
специальный раздел, касающийся такой передачи. Как правило, франчайзер передает франчайзи пособие на
неисключительных правах. Обращаем внимание, что передача пособия на
неисключительных правах не связана с предоставлением франчайзером франчайзи каких-либо
иных исключительных прав, например, исключительного права эксплуатации франшизы
на определенной территории. Это обусловлено тем, что передача исключительного
права на использование пособия повлечет за собой запрет для франчайзера и иных
лиц использовать пособие на территории франчайзи.
Договор о передаче прав на использование пособия считается
заключенным, если между сторонами достигнуто согласие относительно всех
существенных условий, к которым относятся сроки действия договора, способы
использования пособия, территория, на которую распространяется передаваемое
право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Авторское
вознаграждение определяется в договоре в виде процентов от дохода или в виде
фиксированной суммы, или иным образом. При этом ставки авторского
вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом
Министров Украины в постановлении № 72 от 18.01.2003 г.
http://www.prostopravo.com.ua/prava_biznesa/dogovornye_otnosheniya/stati/posobie_po_franchayzingu_yuridicheskie_aspekty |