С 1 апреля 2011 года этот минимум – 764 гривны. Размер добавки: 764 х 0,3 = 229 гривен 20 копеек.
Однако отделения Пенсионного фонда сегодня всем начисляют по 49,8 гривен вместо положенных 229,2 гривен.
Откуда "вырисовалась" эта сумма – 49,8 гривен? Работники Фонда вам разъяснят, что это – 10% прожиточного минимума.
Повторение – мать учения. Повторим свой предыдущий расчет.
764 гривны составляет прожиточный минимум для нетрудоспособных с 1 апреля 2011 года по 21-й статье закона "О госбюджете".
10% от этой суммы, сместим запятую на один порядок влево – 76,4 гривны. А не начисляемые 49,8 гривен.
Оказывается, 49,8 гривен – это 10% от прожиточного минимума... на 1 января 2009 года! Почему 2009 года, а не 2010-го, или 2008 года?!.. А вот так! Ответ на этот простой вопрос лучше не приводить. Сплошное мельтешение длинными названиями различных законов и подзаконных актов. Не стоит низводить истину до шарика на столе наперсточника.
Какой выход из сложившейся ситуации? Единственный – так называемый административный иск в суд по месту жительства пенсионера.
Какие шансы на выигрыш в суде такого дела? 99,9 %, если правильно составлять бумаги.
Спрашивается: зачем государству такая практика: Пенсионный фонд стабильно допускает одну и ту же ошибку в отношении сотен тысяч пенсионеров, а суды так же стабильно выносят решения – все как под копирку – которыми эту ошибку исправляют.
И эта работа идет уже несколько лет. Вовочка хорошо знает, что дважды два – четыре. Но все равно пишет, что пять. А учитель всякий раз исправляет написанное нерадивым Вовочкой. Причем, часто засиживается дома за кухонным столом до позднего вечера – не успевает проверять тетрадки…
Похожая ситуация и с работающими пенсионерами.
Общее правило такое: если пенсионер вышел на заслуженный отдых, но продолжает работать по трудовому договору или как предприниматель, то есть платит страховые взносы в ПФ самостоятельно – через 24 месяца работы (2 года) у него возникает право на пересмотр размера пенсии.
Оно и понятно, иначе и быть не должно. Человек работал, работодатель вносил за него взносы в этот Фонд.
Пришло время идти на пенсию. Человек идет в ПФ и говорит: "Я отработал положенное. Как положено, с моей зарплаты вам платили взносы, вы их клали в банки, получали на них проценты. И вот теперь, будьте любезны, возвращайте полученное. Пришло время платить по векселям".
А если человек, уже став пенсионером, продолжает работать – это значит, что работодатель процентом с его заработка продолжает пополнять капиталы ПФ.
Человек мог не работать и получал бы свою пенсию в размере Х. Но он продолжает работать, и продолжает пополнять активы Фонда. Поэтому он, конечно же, имеет право на то, чтобы его пенсия была пересмотрена в сторону увеличения, и стала равняться Х плюс некая величина У.
И такое право в нашем праве прописано.
Однако, поскольку государство, как сказано в самом начале, у нас полупорядочное, то пенсию такому работяге не будут пересматривать автоматически. Ее пересмотрят только тогда, когда ты придешь и этого потребуешь в письменном виде.
Принцип – под лежачий камень вода не течет. Правда, есть моральная проблема: применим ли такой принцип к людям пожилого возраста, часто больным? К молодым – другое дело. Деловая хватка им пригодится в будущей жизни.
Прикол в том, что тем, кто пришел и написал бумажку о перерасчете, так же как "детям войны" – пенсию пересчитают. Но как пересчитают! Пересчитают так же, как и "детям войны".
Я не буду приводить сложную формулу пересчета. В этой формуле есть одна величина, участвующая в расчете: "средняя заработная плата по Украине, с которой уплачены взносы в Фонд в год, предшествующий обращению в Фонд за перерасчетом".
То есть, возникло право на перерасчет в 2011 году – подставляй в формулу среднюю зарплату 2010 года.
Но они не подставляют. Они подставляют зарплату … 2007 года! Почему 2007 года, а не какого другого года?!..
А потому же, почему "детям войны" берут минимум января 2009 года. Только тут "машинку времени" включили на еще более отдаленную дату.
Правовое обоснование этого "2007 года" – юридическая талмудистика. Кабмин принял решение, Конституционный суд его признал незаконным, а в это время какой-то министр подписал какое-то письмо с каким-то разъяснением, что с учетом статьи номер такой-то в законе от такого-то следует таким-то образом понимать то-то и то-то...
Председатель Верховного Суда США Уоррен, с именем которого связывают целую эпоху в правосудии США – "эпоха Уоррена" – писал: закон должен быть понятен тем, для кого он написан, он должен обращаться к людям понятным им языком. А если в законе никто, кроме юристов, разобраться не может, то никакой это не закон. Так же, как детские каракули в обрамлении дорогого багета – не становятся живописью.
Выход из ситуации – тот же. Административный иск в суд. Вероятность успеха при правильно составленных бумагах такая же, как у "детей войны" – 99,9%.
И не надо ждать у моря погоды, или милостей от природы. В суд надо обращаться незамедлительно. С пришлого года в Кодекс административного судопроизводства внесли хитрую поправку. Сократили исковую давность по такого рода делам до 6 месяцев.
Полупорядочный должник в своем репертуаре: если не напомнил мне о долге в течении полугода, я о нем забываю окончательно и бесповоротно. Это значит, что вам вернут недоплаченное только за период шесть месяцев назад от дня подачи иска.
И теперь каждый пенсионер должен выучить, вызубрить, не забывать, что государство – это такой продавец, который возвращает сдачу лишь в течение полугода, и то, только через суд.
Кому все это выгодно?
Судьи жалуются, что завалены пенсионными делами, а их помощники до поздней ночи меняют фамилии истцов в типовых судебных постановлениях.
Работники ПФ тоже вынуждены отвечать на досудебные запросы пенсионеров, писать возражения на иски, а до недавнего времени еще и апелляционные жалобы на постановления судов.
Политолог сказал бы, что выиграл правящий класс. Из-за провальной социальной политики и коррупции денег всем пенсионерам не хватает. Это вызывает массовое возмущение людей.
При этом наиболее опасны люди еще активные. Пассивные, забитые – опасны меньше. Активный пенсионер не будет сидеть дома: он обратится в суд, получит положенное и перестанет возмущаться. Наоборот, у него создастся иллюзия, что в стране есть независимый суд.
Неожиданно в числе выигравших оказались украинские адвокаты. На них свалилась манна небесная: составляй примитивные иски один за другим. Берут по-разному: от 50 до 500 гривен. У меня это стоит 200 гривен.
При выборе адвоката имейте в виду. Способность выполнить правильный расчет суммы пенсии совсем вам не нужна! И не надо за это платить юристу. Суд решит дело путем обязывания Фонда произвести перерасчет, а не путем взыскания в пользу пенсионера конкретной суммы.
То есть, защита права в данном случае происходит путем обязывания ответчика совершить определенное действие, а не путем взыскания с него денег.
Дела слушаются в упрощенном порядке без вызова сторон. Адвокату не нужно ходить в суд, и не надо ему за это платить.
Лучше потратьтесь на более полезные вещи. Доплатите немного, но пусть юрист возьмет на себя уплату государственной пошлины, размножение приложений к иску и отправку его в суд. Не имея опыта общения с банком – уплата пошлины; оформления деловых бумаг – компоновка приложений к иску; почтой – отправка заказным/ценным письмом – человек может что-то напутать. К сожалению, такое случается очень часто.