Реформа высшего образования в Украине явно идет не в ту
сторону. Вместо того, чтобы увеличить шансы молодежи на бесплатное
получение знаний, их уменьшают. Академическая наука утрачивает высоты,
завоеванные в советские времена. Так называемая болонская система
способствует оттоку талантливых студентов и преподавателей за границу.
Конституционное право доступности образования должно реализовываться не
только на бумаге, уверены украинские коммунисты. И для начала предлагают
дать возможность получить дипломы тем, кто пострадал от кризиса...
Наташе Волошиной — 12 лет. С 8 лет она мечтает стать доктором, лечить
людей. Но уже сейчас понимает, что ее мечта вряд ли осуществится.
Наташа — не вундеркинд, а простая прилежная девочка. Ее мама работает в
ЖЭКе, папа — пожарный. В семье трое детей. Старший брат служит в армии,
младший ходит в детский садик. Совокупный заработок родителей меньше 4
тыс. грн. Все честно и тяжело работают, не берут взяток, не воруют и не
пьют. Практически идеальная семья. 20 лет назад Наташа и ее братья могли
смело рассчитывать на высшее образование. Но сейчас родители, даже
экономя каждую копейку, не в состоянии скопить детям на учебу.
С принятием нового закона о высшем образовании для Наташи и таких,
как она, отпадет последняя надежда обрести профессию своей мечты: для
заочников полностью ликвидируется бесплатное образование.
Таким образом, закрепляется путь, по которому Украина идет уже 20
лет: имущественного ценза на знания. Назвать это спецификой рыночной
экономики язык не поворачивается. Потому что страны намного более
богатые, чем Украина, давно уяснили простую истину: экономить на
образовании — себе дороже.
Например, в Канаде за счет разных форм государственного
финансирования (субсидии, гранты, прямое финансирование) учатся 70%
студентов, в Голландии и Дании — 90%, в Германии — 95%, в Финляндии и
Швеции студенты вообще не платят за учебу.
Выходит, что «мудрые западные советчики» надоумили Украину сделать
то, от чего сами давно отказались: ограничить доступ к образованию
высокой ценой за учебу. А наши «усердные» чиновники расстарались
выполнить и перевыполнить план: по платному обучению Украина обогнала
даже рекордсмена этой сферы — Соединенные Штаты Америки.
«Все это — нарушение конституционных прав гражданина, так как статья
53 Конституции Украины гласит, что государство обеспечивает доступность и
бесплатность обучения в государственных и коммунальных вузах, — говорит
лидер Компартии Петр Симоненко. — На самом же деле платить за получение
высшего образования у нас приходится более чем 90% студентов».
Многие семьи, годами отказывая себе в самом необходимом, откладывали
деньги на образование своих детей. Некоторые отдают за учебу
максимальную часть доходов. Экономический кризис нанес по таким людям
страшный удар. Безработица, обесценивание гривни, задержка и понижение
зарплаты привели к тому, что немалая часть «небюджетников» оказалась
перед угрозой отчисления за неуплату. Независимо от успехов в учебе.
Наличие в действующем Законе об образовании ст. 64, которая
теоретически допускает отсрочки платежей, проблемы не решает. «Процедура
предоставления отсрочки оплаты за обучение в законе абсолютно не
выписана, — отмечает Петр Симоненко. — Этот вопрос сегодня отдан на
откуп руководителям вузов, которые часто думают о доходах, а не о
судьбах студентов. Поэтому наша фракция настаивает на принятии
внесенного нами законопроекта № 4352, который устанавливает гибкую
систему оплаты за образование и порядок отсрочки ее для студентов из
небогатых семей. Это первый шаг к выполнению нормы Конституции и к тому,
чтобы вернуть бесплатное образование в государственных вузах через
увеличение госзаказа на необходимые народному хозяйству профессии».
Еще одна навязанная Украине проблема — внедрение в наше образование
болонской системы. «Болонская система очень примитивна и формальна, —
говорит старшекурсник Максим. — Никакого творческого развития,
самовыражения она не дает. Все состоит из рейтингов. Посетил все
занятия, лабораторные, практические работы, сделал устный доклад 5 мин. —
получил максимальные баллы. Пропустил (по болезни или из-за подработок)
пару лекций или не выскочил с докладом — потерял балл. И дальше, как ни
старайся, тех, кто вырвался вперед, тебе не догнать. Из-за этого
возникают конфликты в коллективе, многие ребята быстро теряют интерес к
учебе».
Максим уверен, что смысл «болоньи» — в перекачке «мозгов» из более
бедных стран в более богатые. А «унификация и мобильность», которые
рекламируются как главные преимущества системы, всего-навсего —
обязательное знание английского языка и возможность работать, учиться
или преподавать за границей. Другими словами, любой выпускник
«болонского вуза» оказывается потенциальным соискателем работы в США и
Европе. Более того, студентов неспроста вывозят по обмену за границу:
понятно, что немцы или американцы вряд ли пожелают трудоустроиться в
Украине, а вот перспективных украинских ребят во время таких «смотрин»
переманивают. Может, для них это и неплохо, но для будущего развития
страны в целом — очень печально.
Что же получается в сухом остатке? Талантливых студентов давят
«болонской системой». Детей из небогатых семей лишают конституционного
права на доступное образование. Академическая наука держится на старых
кадрах и по многим отраслям тихо умирает вместе с ними.
«Ситуация действительно катастрофическая, — говорит Петр Симоненко. —
Если Украина потеряет свой научный и кадровый потенциал, где мы завтра
возьмем новые технологии? Будем покупать у Европы или Америки? А за
какие деньги?
Что бы кто ни говорил, но советская система образования абсолютно
справедливо считалась самой лучшей в мире. Не только благодаря тому, что
была доступной на всех этапах — от детского сада до вуза, а после
окончания учебного заведения гарантировала работу. Сама по себе
правильно выстроенная методика донесения знаний соединяла процесс
всестороннего образования и профессиональную учебу, закладывала азы
научной деятельности, расширяла кругозор, прививала любовь к искусству.
Поломав то хорошее, что было, власть лишила страну будущих специалистов.
Именно советская система образования была заимствована и легла в
основу современной образовательной политики развитых стран. Если Украина
желает оставаться на периферии мировой цивилизации, то болонская
система — в самый раз. Но если, как заявляют все без исключения
политические силы, стратегической перспективой для нас является
вхождение в мировую элиту, то самое время обратиться к опыту Советской
Украины и поэтапно, через увеличение госзаказа, через гарантию первого
рабочего места выпускникам, сделать шаг «назад в будущее» — то есть
возродить государственную систему обязательного, бесплатного и
непрерывного образования. При этом выиграют все — и учащаяся молодежь, и
страна в целом», — уверен лидер коммунистов Украины. |