Законопроект Табачника. В течение 2011
года Д.Табачник в своих публичных выступлениях часто позиционировал
«свой» законопроект (речь шла о доработанном документе №7486-1) как
«прорывный» в направлении расширения автономии вузов. Риторика министра,
несомненно, соответствовала требованиям времени и провозглашенным
приоритетам президента Украины. В своем указе от 30.09.2010 г.
№926/2010 глава государства дал министру прямое указание: «Предоставить руководящим вузам реальную автономию как средство
улучшения качества высшего образования, введение их состязательности
и ответственности за результаты работы».
Что же имел в виду президент, когда давал такое
указание? В январе 2011
г. представитель главы государства в Раде
в своей статье под показательным заголовком «Высшее образование:
от госконтроля — к самоуправлению», объяснил: «автономия — это независимость вузов
от государства и других общественных сил принимать решение
относительно внутреннего управления, финансов, администрации, устанавливать
собственную линию поведения в сфере образования, научно-исследовательской
работы, преподавания и в других, связанных с этим видах
деятельности». Следовательно, автономия в наших условиях — это прежде
всего ответственность за собственную как научно-образовательную, так
и связанную с ней хозяйственную деятельность.
Сначала относительно научно-образовательной автономии. Если
бы авторы законопроекта №9655, внесенного Кабинетом министров Украины,
прислушивались к словам президента, они бы заложили в документ
право вузов самостоятельно определять порядок организации и содержание
образования. Но авторам законопроекта №9655 эти слова явно были
безразличны, и они отдают МОНМС полномочия принимать «нормативно-правовой
акт, которым определяется порядок организации учебного процесса в вузе»
(статья 43, пункт 2)! Далее, в статье 51 читаем, что МОНМС
(а не автономный вуз) устанавливает «примерный перечень видов
учебной, методической, научной и организационной работы для педагогических
и научно-педагогических работников», а также «определяет нормы времени
учебной работы». Разве таким образом закрепляется академическая автономия?
«Программа экономических реформ» указывает
и на такую фундаментальную причину проблем образования, как
«ограниченность автономности и отсутствие реальных стимулов для более эффективного
использования бюджетных и вовлеченных средств в учебных заведениях».
Соответственно в документе сделано ударение, что «усовершенствование
системы управления образованием предусматривает… повышение самостоятельности
учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами». Каков
же ответ на этот призыв Кабинета министров? Вместо расширения
автономии университетов, КМУ расширил собственные возможности вмешиваться
во внутренние дела вузов, ведь статьей 50 определено, что именно
он «устанавливает нормативы численности учащихся лиц на одну
должность педагогического, научно-педагогического работника»; статья
67 регламентирует, что высший орган исполнительной власти «утверждает
перечень платных и других услуг, которые могут предоставляться
государственными и коммунальными вузами», а МОНМС устанавливает
порядок определения их стоимости. Даже «порядок бесплатного пользования
библиотечными, информационными ресурсами, услугами учебных, научных,
спортивных, культурно-образовательных подразделений высшего учебного заведения»
(статья 52) устанавливается Кабинетом министров!
Ради справедливости следует
отметить, что авторы законопроекта №9655 внесли в документ интересный
тезис, а именно: к правам, предусмотренным автономией вузов (статья
27), добавлено право «распоряжаться собственными поступлениями,
в частности полученными от предоставления дополнительных платных
услуг соискателям высшего образования и другим физическим
и юридическим лицам; открывать текущие и депозитные счета в банках».
Казалось бы, замечательно, наконец! Но такая формулировка является
по меньшей мере половинчатой, потому что она не соответствует Бюджетному
кодексу, который (для государственных вузов) имеет силу выше, чем Закон
«О высшем образовании». Знатокам законодательного поля Украины напомним,
что речь идет о 51-й статье действующего Бюджетного
кодекса, которая напрямую запрещает государственным вузам самостоятельно
использовать «собственные поступления» (например, финансировать научную
деятельность за счет средств, заработанных с контрактного обучения).
И это в то время, когда в «Программе экономических реформ»
указано, что до конца 2010
г. (!!) должны быть внесены изменения «в Бюджетный
кодекс с целью повышения финансовой автономности учебных заведений».
Ответственный за (не)выполнение: министр Д.Табачник. |