Анализ законопроекта №9655. Хотя львиная доля «Программы экономических реформ
на 2010—2014 годы» посвящена как раз экономическим преобразованиям,
в числе законов, необходимых для реализации президентской программы,
названа и новая редакция Закона Украины «О высшем образовании». Определяющим
является также помещенное здесь уточнение: новая редакция этого закона касается
«адаптации украинского законодательства к требованиям Болонского
процесса…» Как известно, его основная
цель — обеспечить мобильность студентов и преподавателей
в пределах Европы, гарантировав соответствие (практическую
сопоставимость) образовательных уровней, программ, дипломов.
А теперь посмотрим, каким образом законопроект №9655,
одобренный будто бы подконтрольным президенту Кабинетом министров Украины,
предлагает обеспечивать вхождение Украины в это единое образовательное
пространство Европы. Статья 17, пункт 25 определяет, что центральный орган
исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации
государственной политики в сфере образования и науки (МОНМС) «осуществляет признание (нострификацию)
иностранных документов о высшем образовании, научных степенях…»
Соответственно, студент, получивший степень бакалавра или магистра
за границей, без решения министерства не сможет продолжать обучение
на высшем уровне в Украине — а это напрямую противоречит
базовому принципу взаимопризнания дипломов, заложенному в основу
европейского образовательного пространства!
Также позволим себе напомнить авторам законопроекта №9655,
что мобильность в Европе — это не только свободное движение
студентов, но и преподавателей и научных сотрудников. А это
означает, что университеты в ЕС самостоятельно определяют, кого они
могут брать на соответствующую должность и чью научную степень они
готовы признавать. Этот вопрос особенно болезнен для Украины, ведь у нас,
по некоторым подсчетам, уже более 1000 граждан получили наивысшую,
признанную во всем мире научную степень «доктора философии».
Но отечественные вузы сегодня не могут принимать этих людей на преподавательскую
работу без разрешения министерства. А оно требует от человека,
получившего научную степень за границей, в сущности, повторной
защиты, да еще и по исключительно украинским (то есть
министерским) стандартам. В законопроекте №9655 эта позорная процедура
сохранена (статья 17, пункт 25).
А теперь относительно внутренних преобразований
в системе высшего образования, которые Украина обязалась ввести
(до 2010 года!), подписав Болонские декларации. Если другие «болонские
реформы» можно было ввести подзаконными актами (например, приложение
к диплому, систему ЕКТС), то введение третьего цикла высшего
образования, которое завершается присуждением признанной в мире степени «доктор философии», требует
основательных изменений в отечественном законодательстве, которое
регулирует суть подготовки молодого научного сотрудника.
Представленный КМУ документ
подтверждает, что образовательная составляющая подготовки молодых научных
сотрудников останется минимальной, потому что законопроектом предусмотрено, что
аспирантура (срок которой продлен
до четырех лет (статья 6, пункт 7) будет проходить
не исключительно в университетах, как это принято в ЕС,
а и в институтах Академии наук, где исследовательская составляющая
подготовки, возможно, и сильная, но образовательная практически
отсутствует. В законопроекте Ю.Мирошниченко этот вопрос предлагают
урегулировать через механизм согласованных между университетами и научными
учреждениями образовательно-научными программами (статья 4). Более того, из-запереходных
положений законопроекта №9655-2 представитель
президента в ВР предлагает внести изменения в Закон
«О научной и научно-технической деятельности», где четко указывает,
что «получение научной степени доктора философии осуществляется в высших
учебных заведениях путем усвоения соответствующей образовательно-научной
программы. Научная составляющая этой программы может осуществляться также
научными учреждениями совместно с высшими учебными заведениями
по согласованным между ними образовательно-научным программам» (статья
19).
Программа экономических реформ
президента Украины основным индикатором успеха реформы высшего образования
определяет «присутствие вузов Украины
в основных международных рейтингах наилучших университетов».
Но все же такие рейтинги (без исключения!) формируются на базе
не только и не столько образовательной составляющей как научных
достижений университета, это — основное свидетельство его успешности.
А мировой опыт показывает, что научная деятельность наиболее результативна
именно на уровне поисковых исследований, которые ведутся для получения
научной степени. Следовательно, сущностная, а не декоративная
реформа аспирантуры крайне необходима. Без интеграции ресурсов НАНУ
и отраслевых академий наук с высшими учебными заведениями (пусть пока
что даже без нарушения имущественных вопросов), без совместного введения
структурированных докторских программ европейского образца вхождение
украинского вуза в ТОП-500 останется недосягаемым.
Законопроект №9655 не предусматривает никакого стимула для
введения содержательных изменений в систему подготовки молодых научных
сотрудников, ее реформы по европейскому образцу. Вместо этого
предлагается оставить в силе действующую систему постоянных
специализированных ученых советов по защите диссертаций (статья 7); в дипломе
доктора философии должны указываться не вуз или научное учреждение, где
осуществлялась подготовка (за качество которого и несет
ответственность это учреждение), а только вуз или учреждение, где
защищалась диссертация (статья 9). Хотя в законопроекте
не предусмотрено существования ВАК, функции, которые
он до недавнего времени выполнял, по замыслу Кабинета министров,
будет выполнять МОНМС, которое «формирует сеть специализированных ученых
советов и экспертных советов, проводит экспертизу диссертаций на получение
научных степеней доктора философии и доктора наук, утверждает или отменяет
решение специализированных ученых советов о присуждении научных степеней
доктора философии и доктора наук» (статья 17, пункт 22). Напомним, что
ни в какой стране ЕС никакому министерству образования
не предоставлено право отменять решение совета по защите диссертации.
В европейской практике присуждение диплома доктора философии является
исключительной компетенцией высших учебных заведений и научных учреждений,
действующих при них. |