Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Апрель » 1 » Законопроект о высшем образовании в Украине.
15:14
Законопроект о высшем образовании в Украине.

Народный депутат от НУНС, член парламентского комитета по вопросам образования Леся Оробец в эксклюзивном интервью "Подробностям" рассказала, поможет ли побороть коррупцию в Украине принятый недавно во втором чтении антикоррупционный закон, поделилась своими мыслями относительно законопроекта "О высшем образовании" и поведала о потребностях украинских школьников.



- Еще один до сих пор не принятый закон - "О высшем образовании". Какова его судьба?

- После демонстративного отзыва проекта 7486-1, известного среди экспертов как "проект Табачника-Луцкого" остался только один проект, который может легально рассматриваться в Раде: проект Юрия Мирошниченко (7486). Несмотря на то, что подавляющее большинство экспертов признало его наиболее соответствующим потребностям развития доступного, качественного и конкурентоспособного высшего образования, Министерство принципиально не считает его таковым. И всеми возможными силами осуществляет массированное информационное зомбирование общественности: лучший проект реформирования высшей школы - министерский.

Задолго до его обнародования народ убеждали в том, что из проекта изъяты все раздражающие ректоров и студентов положения. Хоть к ране прикладывай. Впрочем, если вчитаться - реальный шок. Может, местами проект и улучшился, но это никоим образом не касается защиты жизненных потребностей абитуриентов, студентов и их родителей.

К примеру, коррупционно опасный "балл высшего учебного заведения" так и остался одним из трех обязательных условий зачисления на бюджет - вместе с "сверхтяжелыми" 200 баллами школьного аттестата. А гарантий защиты студентов от бесконтрольного роста размера платы за обучение не только не увеличилось, а и уменьшилось. Даже по сравнению с проектом Табачника-Луцкого, который выводил возмущенных студентов под стены Кабмина. Достаточно посмотреть на статью 66 нового проекта Табачника, обнародованного на сайте Минобразования, чтобы убедиться в том, что она не содержит ни единого предостережения относительно запрета изменять размер платы в течение обучения. Между тем статья 64 действующего Закона Украины "О высшем образовании" прямо запрещает изменять размер платы за обучение, установленного в договоре, "в течение всего срока обучения". Тем самым она надежно защищает контрактников от попыток власть имущих латать бюджетные дыры высшей школы за счет студенческих и родительских карманов.

- Кстати, недавно Табачник пообещал уменьшить срок обучения на бакалаврате и увеличить - на аспирантуре. Нужны ли подобные перемены украинским студентам?

- Не имею никаких возражений против идеи увеличения срока обучения в аспирантуре -
подготовка ученого европейского уровня требует не только немалых ресурсов, но и времени. И при этом категорически не согласна с намерениями министра сократить срок обучения на бакалаврате. Его обоснование не выдерживает никакой критики.

В этом вопросе следует отталкиваться от того, что подавляющее большинство выпускников нашей высшей школы критически не готово к применению знаний, приобретенных в альма-матер. Их нынешняя подготовка не отличается высокой практической ценностью, не отвечает требованиям реального сектора экономики, не гарантирует выпускникам более надежных перспектив трудоустройства по сравнению с выпускниками лучших европейских высших школ.

Как по мне, не сокращать надо, а добавлять и умножать. Хотя бы путем поощрения работодателей к предоставлению студентам их производственных площадей для учебной практики. Иначе нечего и мечтать об обеспечении высокого прикладного уровня приобретенных в вузах знаний и их соответствия потребностям рынка.

- Говорят, реформы коснутся не только высшего, но и среднего образования.

- К сожалению, имитация реформ вместо адекватного реформирования отрасли все чаще характеризует образовательную политику нашего государства. По крайней мере, это относится к желанию министра сократить количество предметов в общей школе. Такое сокращение нельзя рассматривать отвлеченно от задач, стоящих перед школьным образованием, и реальных условий, в которых оно сейчас находится. В том числе, традиций национального обучения в школе и ресурсов, которые государство способно инвестировать в "светлое, доброе и вечное".

Начнем с того, что ни одна европейская страна не решилась сократить количество учебных предметов для старшеклассников до 8-ми, а Украина не является лидером по их количеству. У нас есть 16 предметов в русскоязычных школах и 18 - в школах с преподаванием на языках нацменьшинств. Примерно столько же в Польше и Австрии, а в Финляндии, на опыт которой ссылается господин Табачник, - все 19! Впрочем, мне кажется, еще более некорректно ссылаться на опыт РФ. Ведь там планируют довести количество предметов для старшеклассников до 10 - не 8 - и не ранее, чем в 2020 году , а не с 1 сентября этого года. У них вообще еще не принято решение, а мы уже со ссылкой на их опыт стремимся реформировать. И смех, и грех.

При этом следует признать, что наши 16-18 обязательных предметов унаследованы из Советского Союза, который традиционно славился политехническим образованием. Это не хорошо, не плохо. У каждого подхода есть свои преимущества. С одной стороны, чем шире круг учебных дисциплин - тем шире круг профессионального выбора и личностной самореализации. Далеко не каждый может определиться с выбором профессии даже проучившись до 11 класса - потребности этих детей мы должны учитывать. С другой - нельзя заставлять учить все подряд ребенка, у которой есть четко определенные пристрастия и дарования.

Как по мне, неплохой опыт предлагает Грузия, практикующая поэтапное внедрение специализации вместе с сокращением числа обязательных предметов. Там количество предметов ежегодно на протяжении трех последних лет обучения уменьшается от 13 обязательных часов в 10 классе до 6 обязательных и 3 предметов "на выбор" в 12 классе. Если же государство отказывается от 12-летнего обучения, ориентированного на обеспечение профильных и практических знаний, углубленное изучение иностранных языков, она тем самым сужает маневр и эффективность личностной самореализации. Ведь ее темп и результативность напрямую зависит от того, насколько обучение является интерактивным и практичным.

- Вероятно, принятие такого решения повлечет за собой протесты родителей. Кстати, иногда такие протесты приносят плоды. Появляются эпатажные организации, вроде FEMEN, которые по любому поводу готовы выйти и протестовать...

- С одной стороны, эпатажные движения придают разнообразие нашей общественной жизни. На них всегда был и есть спрос. По крайней мере, количество их потребителей радикально не уменьшается. И при этом, с другой стороны, сама по себе острота заявлений или эпатажных поступков не является свидетельством высокого уровня демократизма в обществе, не критически опасной для правящего режима.

У наших северных соседей, к примеру, подобный "китч" питается традиционно за счет раздражения лиц, которые не видят легальных путей повлиять на ситуацию в стране и одновременно признания его "безвредности" со стороны власти. Так сказать, "беззубости". В итоге все довольны: кто выпускает пар, кто им в этом помогает, и кто за этим представлением с удовольствием наблюдает. Не хлебом - так зрелищами.

Иными словами, мне не очень нравятся методы, к которым прибегают девушки из FEMEN для защиты собственных идеалов. При этом мне близки и понятны ценности, которыми они занимаются, - отстаивание достоинства украинских женщин, предотвращения их сексуальной эксплуатации, проституции. Осталось к этому добавить хотя бы немного результативности. Я имею в виду, немного большего, чем нынешняя внимание медиа к их волшебным фигурам и личикам.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 1096 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru