«На часі — зміна концепції державного замовлення
у вищій освіті» (из выступления президента Украины во время
заседания управляющего совета Комитета по экономическим реформам
12.05.2011 г.). Президент сказал, авторы законопроекта, внесенного Кабинетом
министров Украины, проигнорировали…
До недавнего
времени острые общественные дискуссии шли вокруг вопроса механизма поступления
в вуз. Очевидно, в русле публичного обсуждения
разных законопроектов «О высшем образовании» эти дискуссии будут продолжаться,
и идти они будут вокруг вопроса целесообразности учета при поступлении
«балла вуза» в дополнение к результатам внешнего независимого
оценивания, как это предлагает законопроект КМУ (статья 40), или отсутствия
такого положения, как в законопроекте Мирошниченко (№9655-2)
и в оппозиционном законопроекте (№9655-1). Но обсуждение
целесообразности введения «балла вуза» оставим другим.
Обратим
внимание на следующее: определение механизма поступления вовсе
не влияет на изменение концепции государственного заказа,
к чему фактически и призвал президент. Наоборот, прописанный
в законопроекте №9655 механизм закрепляет существующую систему
(в статье 17), по которой МОНМС и другие органы государственной
власти, которым подчинены вузы, самостоятельно (без участия вуза, работодателей
и неизвестно на каких конкурсных принципах) размещают заказ
исключительно в государственные вузы Украины. В законопроекте Ю.Мирошниченко
(№9655-2) порядок поступления на обучение за средства
государственного бюджета предусматривает, что абитуриент по собственному
усмотрению, ориентируясь на рейтинг, выбирает себе и вуз,
и специальность, таким образом принося «государственный заказ» тому вузу,
который он для себя выбрал (кстати, это открывает возможность
и частным вузам получать государственный заказ, статья 41). Это намного
более прогрессивно, чем предлагает документ Кабинета министров, которым
консервируется «стасус-кво» фактически подковерного распределения госзаказа.
Но и данная процедура концептуально не меняет существующей
системы, а только уравнивает финансовые условия частных
и государственных вузов.
Зато в оппозиционном
законопроекте №9655-1 (А.Яценюка и Л.Оробец) концепция
государственного заказа действительно реформаторская. Так, статья 63 этого
документа определяет, что «государственный заказ осуществляется для подготовки
(только!) магистров профессионального направления из числа лиц, имеющих
образовательную степень бакалавра, для потребностей органов власти,
государственных и коммунальных предприятий, учреждений, заведений и организаций,
а также для подготовки докторов философии и докторов наук». Также
предусмотрен государственный заказ для нужд Вооруженных сил Украины. Для всех
других (бакалавров, например) предусмотрены гранты на обучение,
приобретаемые по результатам ВНО (статья 64), а также стипендии
за особые академические успехи и стипендии малообеспеченным
категориям населения (статья 25). Такие стипендии и гранты могут быть
использованы абитуриентом для оплаты стоимости обучения в любом вузе (государственном
или частном) и не обязательно будут покрывать всю стоимость такого
обучения, ведь цена, установленная конкретным вузам, может быть выше или ниже
суммы гранта. Вот это и есть концептуальное изменение системы
государственного заказа, которая будет содействовать увеличению
состязательности и конкурентоспособности вузов Украины. Жаль только, что
эта сущностная реформа вписана «не теми» и «не в тот
законопроект».
«Новое качество» украинской высшей школы
То, что качество отечественной высшей школы желает лучшего,
сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Среди «необходимых шагов
повышения качества и конкурентоспособности образования» «Программа
экономических реформ» определяет «разработку национальной системы оценивания
качества образования; создание независимых квалификационных центров,
в т.ч. для подтверждения квалификации в европейской системе
стандартов; стимулирование создания независимых национальных рейтингов школ,
ПТУ, вузов».
Авторы законопроекта №9655
этого пункта президентской программы, очевидно, просто не заметили, ведь
в их документе именно КМУ «утверждает методику оценивания качества
высшего образования для составления Национального рейтинга высших учебных
заведений» (статья 16). Парадокс, но это именно так. Зато оппозиция
президентские требования к содержанию реформ системы образования
не только заметила, но и данный пункт сделала краеугольным
камнем предлагаемых инноваций. Текст законопроекта №9655-1начинается
с определения нового понятия и термина: «агентство внешнего
обеспечения качества высшего образования» (статья 1). Далее права
и обязанности этого агентства прописаны подробно (статья 53), кроме этого,
предлагается создать орган под названием Образовательная лицензионная палата
Украины, в который бы входили работодатели и выдающиеся ученые,
не работающие администраторами вузов (статья 31). Идеи хорошие, но,
к сожалению, выписаны «не теми» и «не там»…
Кстати, в президентской программе в нескольких местах
подчеркивается важность привлечения работодателей к процессу определения
содержания образования. Например, среди необходимых шагов определены:
«мотивация работодателей к участию в подготовке учебных программ,
согласование с ними образовательных и профессиональных стандартов…»
Сейчас среди всех представленных законопроектов только документ Ю.Мирошниченко
(№9655-2) соответствует этому призыву (предусматривает создание «Государственной
аккредитационной комиссии», состав которой должен был бы формироваться
из 15 представителей вузов, 15 представителей МОН
и 15 представителей работодателей). Полномочия этого органа должны
были бы включать организацию аккредитации, определение отраслевых
стандартов образования, разработку Национальной рамки квалификаций,
формирование национального рейтинга вузов.
Вместо этого в законопроекте от Кабинета министров
Украины (№9655) функция аккредитации и контроля за качеством
высшего образования оставлена в «надежных» бюрократических руках МОНМС
(статья 26). О привлечении работодателей или же создании
независимого агентства по обеспечению качества высшего образования
не упоминается.
Завершая, хотим сказать следующее. Равнодушие
и пренебрежение, фактически выявленные авторами проекта закона
«О высшем образовании» под номером 9655 и внесенного от имени
Кабинета министров Украины, к основному программному документу президента
Украины, вызывают по меньшей мере удивление, если не печаль. Почему
у нас хорошие идеи и намерения каждый раз расходятся с делом?
Как долго это будет продолжаться? Поэтому напоследок почти с отчаянием
обращаемся к главе государства: господин президент! В случае принятия
законопроекта, внесенного в Верховную Раду Кабинетом министров, реформ
в сфере высшего образования и вам, и нам придется ждать еще
очень долго. Возникает вопрос: вас подставляют или это просто невежество? |