Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Март » 2 » Пенсионная реформа в Украине увеличивает страховой стаж.
21:03
Пенсионная реформа в Украине увеличивает страховой стаж.
Все ра­зум­ные сро­ки про­ве­де­ния ре­фор­мы в пен­си­он­ной сфе­ре Укра­и­ны ис­тек­ли ес­ли не на ру­бе­же ве­ков, то в се­ре­дине ны­неш­не­го де­ся­ти­ле­тия. Со­сед­ние стра­ны с боль­шим или мень­шим успе­хом пред­при­ня­ли ме­ры, дабы смяг­чить де­мо­гра­фи­че­ский кол­лапс, к ко­то­ро­му ста­руш­ка-Ев­ро­па не­умо­ли­мо дви­жет­ся.

Но Укра­и­на, иг­ра­ясь в вы­бо­ры и на хо­ду изоб­ре­тая все бо­лее изощ­рен­ные ме­ха­низ­мы под­ку­па элек­то­ра­та, в упор не хо­те­ла ду­мать о бу­ду­щем. Лишь ред­кие эн­ту­зи­а­сты сма­хи­ва­ли пыль с по­жел­тев­ших стра­те­гий и кон­цеп­ций пен­си­он­ной ре­фор­мы.

В 2010-м ста­ло яс­но: при­е­ха­ли. Ко­гда рас­хо­ды на пен­си­он­ное обес­пе­че­ние в укра­ин­ском ВВП до­стиг­ли наи­выс­ших от­ме­ток в Ев­ро­пе, а каж­дая пя­тая грив­ня крайне де­фи­цит­но­го бюд­же­та ста­ла ид­ти на ла­та­ние дыр в еще бо­лее де­фи­цит­ном Пен­си­он­ном фон­де, от­кла­ды­вать пе­ре­ме­ны ста­ло не­воз­мож­но. Од­на­ко и тут, на­вер­ное, ис­хит­ри­лись бы от­ло­жить, ес­ли бы не МВФ и ост­рая нуж­да в его день­гах.

Меж­ду­на­род­ных до­но­ров ин­те­ре­су­ют ров­но две ве­щи — уме­рен­ный де­фи­цит бюд­же­та стра­ны и от­но­си­тель­ная финан­со­вая ста­биль­ность, не со­зда­ю­щая угроз для ми­ро­вой эко­но­ми­ки. По боль­шо­му сче­ту, та­мош­ним бан­ки­рам нет де­ла до то­го, ка­ким бу­дет пен­си­он­ный воз­раст и ка­ки­ми — пен­сии в кон­крет­ной стране.

Од­на­ко не все рав­но нам. И в первую оче­редь тем 180 тыс. жен­щин, ко­то­рым уже в 2011 го­ду мо­гут на пол­го­да от­сро­чить вы­ход на пен­сию. В 2012-м — сле­ду­ю­щим 180 тыс. И так да­лее (см. «Мыс­ли вслух»). К сло­ву, дабы из­бе­жать упре­ков в пред­взя­то­сти, ска­жу, что не ми­ну­ет сия ча­ша и ав­то­ра этих строк.

Дав­но бы­ло из­вест­но, что у гря­ду­щей пен­си­он­ной ре­фор­мы — «жен­ское» ли­цо, но вот то, что оно бу­дет на­столь­ко ис­ка­же­но гри­ма­сой…

Вто­рая по­пыт­ка

«ЗН» уже как-то пи­са­ло о том, что в 2006 го­ду, во вре­ме­на ми­ни­стра тру­да И.Са­ха­ня (и не­дол­го­го пре­мьер­ства Ю.Еха­ну­ро­ва), был раз­ра­бо­тан за­ко­но­про­ект о по­вы­ше­нии пен­си­он­но­го воз­рас­та для жен­щин — еже­год­но на три ме­ся­ца в те­че­ние 20 лет. Как ви­дим, под­го­тов­ку на­ча­ли за­го­дя, ведь стар­то­вать по­вы­ше­ние долж­но бы­ло в 2009-м (жен­щи­ны 1954 го­да рож­де­ния), а за­кон­чить­ся — лишь в 2028-м.

То­гда стра­на мог­ла поз­во­лить се­бе столь мед­лен­ные тем­пы. Се­рьез­ных про­блем с бюд­же­том ПФ не бы­ло, да и с гос­бюд­же­том то­же: мы успеш­но до­еда­ли день­ги от по­втор­ной про­да­жи «Кри­во­рож­ста­ли».

Па­рал­лель­но, в ст. 2 это­го кро­хот­но­го за­ко­но­про­ек­та о вне­се­нии из­ме­не­ний в За­кон «Об об­ще­обя­за­тель­ном го­су­дар­ствен­ном пен­си­он­ном стра­хо­ва­нии», пред­ла­га­лось по­этап­ное, то­же с ша­гом в три ме­ся­ца за год, по­вы­ше­ние «жен­ско­го» стра­хо­во­го ста­жа, не­об­хо­ди­мо­го для по­лу­че­ния пен­сии по воз­рас­ту, — с 20 до 25 лет.

Увы, до­ку­мен­ту не суж­де­но бы­ло прой­ти да­же Ка­б­мин.

Так что ны­неш­няя по­пыт­ка — вто­рая. Но по­сколь­ку си­ту­а­ция те­перь без пре­уве­ли­че­ния кри­ти­че­ская, Мин­тр­у­да в сво­ем ав­гу­стов­ском за­ко­но­про­ек­те (по­дроб­нее о нем ни­же) пред­ла­га­ет по­вы­шать пен­си­он­ный воз­раст на шесть ме­ся­цев за год (см. «Из за­ко­но­про­ек­та»). А стра­хо­вой стаж (т.е. пе­ри­од, за ко­то­рый упла­че­ны взно­сы в Пен­си­он­ный фонд) — од­но­мо­мент­но на це­лых де­сять лет. Для жен­щин с ны­неш­них 20 — до 30 лет, для муж­чин — с 25 до 35.

Час Х дол­жен на­сту­пить 1 ян­ва­ря 2011 го­да: ес­ли, ко­неч­но, за­кон при­мут. Имен­но с это­го мо­мен­та для по­лу­че­ния пен­сии по воз­рас­ту (и для на­зна­че­ния пен­сии по спе­ци­аль­но­му за­ко­ну то­же) по­тре­бу­ют­ся 30/35 лет стра­хо­во­го ста­жа.

К че­му я ве­ду?

Мож­но на­зы­вать ува­жи­тель­ные при­чи­ны, и они, без­услов­но, су­ще­ству­ют. Нуж­но за остав­ше­е­ся вре­мя по­пы­тать­ся най­ти до­пол­ни­тель­ные ком­пен­са­то­ры. Но, увы, по­вы­ше­ние сле­ду­ет по­нять и при­нять. Ведь в слу­чае сры­ва этой по­пыт­ки усло­вия но­вой, тре­тьей по сче­ту, бу­дут ку­да жест­че. И кто зна­ет — ес­ли мы се­го­дня от­бро­сим шанс, мо­жет, при­дет­ся дей­ство­вать по ме­то­ду Гру­зии и дру­гих стран, за од­ну ночь по­вы­сив­ших пен­си­он­ный воз­раст сра­зу на пять лет.

Тео­рия и прак­ти­ка — два по­лю­са ре­форм

Ну а те­перь об­ра­тим­ся к тек­сту за­ко­но­про­ек­та, толь­ко что рож­ден­но­го в нед­рах Мин­тр­у­да. Су­дя по ку­цей по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке, раз­ра­бот­чи­ки по­пы­та­лись ре­а­ли­зо­вать сра­зу не­сколь­ко идей. Ска­зать, что они пол­но­стью со­от­вет­ству­ют Про­грам­ме эко­но­ми­че­ских ре­форм, слож­но, но в об­щем и це­лом «ли­ния пар­тии» вы­дер­жа­на. Спе­ци­фи­че­ская, на­до ска­зать, ли­ния.

Как уже го­во­ри­лось, пред­ла­га­ет­ся на 10 лет уве­ли­чить нор­ма­тив­ный стра­хо­вой стаж, не­об­хо­ди­мый для по­лу­че­ния ми­ни­маль­ной пен­сии по воз­рас­ту, — как для муж­чин, так и для жен­щин.

По­сте­пен­но, в те­че­ние де­ся­ти лет, на­чи­ная с 2011-го, по­вы­сить в об­щей слож­но­сти на пять лет пен­си­он­ный воз­раст для жен­щин.

И ана­ло­гич­ным об­ра­зом — по­сте­пен­но, в те­че­ние 10 лет, т.е. по шесть ме­ся­цев за год — от­сро­чить для жен­щин на­ступ­ле­ние дру­гих пен­си­он­ных благ. Име­ют­ся в ви­ду пра­во на по­лу­че­ние льгот­ных пен­сий, до­сроч­ных пен­сий по спис­кам 1 и 2, со­ци­аль­ной по­мо­щи и пр.

Где-то че­ты­ре пя­тых из­ме­не­ний к за­ко­нам «вра­ща­ют­ся» имен­но во­круг этих трех по­вы­ша­е­мых нор­ма­ти­вов. По­вто­рю: пен­си­он­ный воз­раст для жен­щин — по­этап­но до 60 лет, стра­хо­вой стаж для жен­щин — од­но­мо­мент­но до 30 лет, стра­хо­вой стаж для муж­чин — од­но­мо­мент­но до 35 лет.

На­при­мер, жен­щи­ны, ра­бо­та­ю­щие до­яр­ка­ми, опе­ра­то­ра­ми ма­шин­но­го до­е­ния, сви­нар­ка­ми, бу­дут по­лу­чать пен­сию уже не в 50 лет, а в 55, хо­тя стаж этой ра­бо­ты не из­ме­ня­ет­ся — 20 лет (ст. 13 За­ко­на «О пен­си­он­ном обес­пе­че­нии»).

Или возь­мем гос­слу­жа­щих. Пре­тен­до­вать на пен­сию они смо­гут лишь при до­сти­же­нии уста­нов­лен­но­го но­вым за­ко­ном пен­си­он­но­го воз­рас­та, на­ли­чии 30/35 лет стра­хо­во­го ста­жа, а так­же ста­жа гос­служ­бы, ко­то­рый оста­ет­ся не­из­мен­ным — не ме­нее 10 лет. Или 20 лет, ес­ли че­ло­век вы­хо­дит на пен­сию уже не с гос­служ­бы (ст. 37 за­ко­на о го­су­дар­ствен­ной служ­бе).

Как ни при­скорб­но, раз­ра­бот­чи­ки обо­шли сво­им вни­ма­ни­ем фор­му­лу на­чис­ле­ния тру­до­вых пен­сий, вы­зы­ва­ю­щую боль­шие на­ре­ка­ния. А так­же яв­но не­до­чи­та­ли — и не по­ду­ма­ли вы­пол­нять — пря­мое ука­за­ние пре­зи­дент­ской про­грам­мы эко­но­ми­че­ских ре­форм о том, что сти­му­ли­ро­вать бо­лее позд­ний вы­ход на пен­сию над­ле­жит пу­тем по­вы­ше­ния не толь­ко нор­ма­тив­ной про­дол­жи­тель­но­сти тру­до­во­го ста­жа, но и «сто­и­мо­сти» каж­до­го го­да сверх­нор­ма­тив­но­го ста­жа (или каж­до­го го­да от­сроч­ки вы­хо­да на пен­сию).

Увы, на пря­ник де­нег так и не изыс­ка­ли, что осо­бен­но боль­но бьет по тем, у ко­го не­боль­шие зар­пла­ты. Сто­и­мость од­но­го го­да сверх­нор­ма­тив­но­го ста­жа для об­ла­да­те­лей тру­до­вых пен­сий по-преж­не­му рав­на 1% от рас­счи­тан­ной по фор­му­ле пен­сии (см. «Из за­ко­но­про­ек­та»).

Хо­тя уче­ные, в том чис­ле гу­ру пен­си­он­ной ре­фор­мы в Укра­ине ака­де­мик Эл­ла Ли­ба­но­ва, уже мно­гие го­ды твер­дят: ес­ли уж се­рьез­но по­вы­шать нор­ма­тив­ный стаж, то на­до по­вы­шать до «двух-трех-че­ты­рех» про­цен­тов и «сто­и­мость» каж­до­го го­да сверх­нор­ма­тив­но­го ста­жа (см. «ЗН» от 10 июня 2006 г.).

Пять ста­ру­шек — и руб­чик

Для спра­вед­ли­вых ко­эф­фи­ци­ен­тов нет се­го­дня ре­сур­са, взды­ха­ют экс­пер­ты. Но так ли это на са­мом де­ле?

Для при­ви­ле­ги­ро­ван­ных пен­си­о­не­ров, вы­шед­ших на за­слу­жен­ный от­дых по за­ко­ну о гос­служ­бе, о ста­ту­се на­род­но­го де­пу­та­та Укра­и­ны и ря­ду дру­гих, ре­сурс по­че­му-то на­хо­дит­ся. При­чем да­же в усло­ви­ях ны­неш­не­го пен­си­он­но­го кри­зи­са. Эти ка­те­го­рии пен­си­о­не­ров за каж­дый сверх­нор­ма­тив­ный год ста­жа по-преж­не­му бу­дут по­лу­чать 1%, но не от рас­счи­тан­ной по фор­му­ле пен­сии, а, на ми­ну­точ­ку, от зар­пла­ты. Или да­же от зар­пла­ты с над­бав­ка­ми. Для су­дей­ских каж­дый сверх­нор­ма­тив­ный год и то­го до­ро­же — 2% за­ра­бот­ка.

Так что каж­дый сверх­нор­ма­тив­ный год у льгот­ни­ка (ес­ли да­же до­пу­стить, что они с об­ла­да­те­лем тру­до­вой пен­сии по­лу­ча­ли оди­на­ко­вую зар­пла­ту) по­лу­ча­ет­ся при­мер­но в 2,5 ра­за до­ро­же.

О пен­си­он­ной спра­вед­ли­во­сти мы еще по­го­во­рим, а по­ка хо­те­лось бы об­ра­тить вни­ма­ние чи­та­те­лей на один под­лый мо­мент, ко­то­рый вкрал­ся в ст. 28 За­ко­на «Об об­ще­обя­за­тель­ном го­су­дар­ствен­ном пен­си­он­ном стра­хо­ва­нии» (см. «Из за­ко­но­про­ек­та»).

Чи­та­ем пункт пер­вый ста­тьи. Внешне все куль­тур­но и при­лич­но — вро­де бы опре­де­ле­ние ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра пен­сий. Од­на­ко за кос­но­языч­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми мо­жет крыть­ся ми­ни­ми­за­ция рас­хо­дов го­су­дар­ства на вы­пла­ту тру­до­вых пен­сий, что осо­бен­но боль­но уда­рит по са­мым низ­ко­опла­чи­ва­е­мым.

По­пы­та­юсь объ­яс­нить, как я это по­ни­маю.

Все, на­вер­ное, уже зна­ют, что ми­ни­маль­ная пен­сия в на­шей стране рав­на про­жи­точ­но­му ми­ни­му­му для не­тру­до­спо­соб­ных. Ве­ли­чи­на его не­ре­аль­но низ­кая, и по­вы­ша­ет­ся она, ко­неч­но же, крайне мед­лен­но — «за­чем пла­тить боль­ше?» На 1 июля с.г. про­жи­точ­ный ми­ни­мум для не­тру­до­спо­соб­ных со­став­лял 709 грн., к 1 де­каб­ря под­тя­нет­ся до 734 грн. При­мер­но та­ким же он, на­до ду­мать, бу­дет и в ян­ва­ре 2011 го­да.

Од­на­ко «бла­го­да­ря» осо­бен­но­стям на­шей фор­му­лы рас­че­та пен­сий и крайне низ­ким зар­пла­там мно­гие тру­до­вые пен­сии и близ­ко не до­тя­ги­ва­ют до 709.

Для про­сто­ты пред­ста­вим се­бе убор­щи­цу, име­ю­щую 50 лет тру­до­во­го ста­жа, ко­то­рой, со­глас­но фор­муль­но­му рас­че­ту, по­ла­га­ет­ся сей­час пен­сия в 350 грн.

По ныне дей­ству­ю­ще­му за­ко­ну, раз­ни­цу меж­ду 350 и, гру­бо го­во­ря, 700, т.е. 350 грн., ей до­пла­чи­вал Пен­си­он­ный фонд (при ны­неш­нем его со­сто­я­нии — чи­тай, го­су­дар­ство), а до­пла­та за сверх­нор­ма­тив­ный стаж (1% за каж­дый год из 30 лет, то есть 3,5 грн. х 30 = 105 грн.) шла — или по край­ней ме­ре долж­на бы­ла ид­ти — сверх этих га­ран­ти­ро­ван­ных го­су­дар­ством 700 грн.

Те­перь бу­дет по-дру­го­му — сверх­нор­ма­тив­ная до­пла­та бу­дет «си­деть» в ми­ни­маль­ной, га­ран­ти­ро­ван­ной го­су­дар­ством пен­сии.

То есть к 350 грн. (а в ре­аль­но­сти, сум­ма, на­вер­ное, бу­дет боль­ше, так как вы­рас­тет нор­ма­тив­ный стаж) ра­бот­ник Пен­си­он­но­го фон­да при­плю­су­ет пен­си­о­не­ру 3,5 грн. х 20 = 70 грн. до­пла­ты за «сверх­нор­ма­тив». По­че­му умно­жа­ем на 20? Да по­то­му что 30 лет те­перь бу­дут нор­ма­тив­ным ста­жем, а остав­ши­е­ся
20 — сверх­нор­ма­тив­ным. И на­ша ба­буш­ка — о чу­до! — вый­дет на 420 грн. пен­сии без по­сто­рон­ней по­мо­щи.

А казне (пен­си­он­ной или го­су­дар­ствен­ной) оста­нет­ся до­пла­тить все­го 280 грн. до по­ло­жен­ных 700 грн. Эко­но­мия на од­ной ба­буш­ке — 350 – 280 = 70 (грн.) в ме­сяц.

Рас­чет очень услов­ный, но в об­щих чер­тах идея имен­но та­ко­ва.

Как в том анек­до­те: «Ты поч­то ста­руш­ку убил? У нее ж бы­ло все­го 20 ко­пе­ек». — «А что, пять ба­бу­шек — и руб­чик!»

Ко­неч­но, де­лать та­кие «фин­ты» в пен­си­он­ном за­коне — это не­хо­ро­шо. Од­на­ко у на­ших вла­стей огром­ный опыт по ча­сти ми­ни­ми­за­ции тру­до­вых пен­сий. До­ста­точ­но вспом­нить, как в 2004 го­ду они «хи­ми­чи­ли» со сред­ней зар­пла­той для фор­муль­но­го рас­че­та. Лю­ди дол­го су­ди­лись с Пен­си­он­ным фон­дом, но прав­ды так и не до­би­лись.

Ви­ди­мо, не бы­ва­ет прав­ды в пен­си­он­ном де­ле…

Льго­ты forever

А вот кто по­стра­да­ет мень­ше дру­гих, так это по­лу­ча­те­ли пен­сий по раз­лич­ным спе­ци­аль­ным за­ко­нам. Ни­ка­ких рез­ких дей­ствий ни сей­час, ни в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве не ожи­да­ет­ся: в Укра­ине нет по­ли­ти­че­ской во­ли ни для лик­ви­да­ции оди­оз­ной си­сте­мы льгот­ных пен­сий, ни для на­ве­де­ния по­ряд­ка с пен­си­я­ми про­фес­сио­наль­ны­ми.

Соб­ствен­но го­во­ря, это бы­ло вид­но еще по окон­ча­тель­ной ре­дак­ции пре­зи­дент­ской про­грам­мы эко­но­ми­че­ских ре­форм. Ведь речь шла ис­клю­чи­тель­но об: а) осво­бож­де­нии Пен­си­он­но­го фон­да от не свой­ствен­ных ему рас­хо­дов на финан­си­ро­ва­ние льгот­ных пен­сий, б) огра­ни­че­нии верх­не­го раз­ме­ра всех пен­сий, в) вы­пла­те пен­сий всем ра­бо­та­ю­щим пен­си­о­не­рам со­глас­но за­ко­ну «Об об­ще­обя­за­тель­ном го­су­дар­ствен­ном пен­си­он­ном стра­хо­ва­нии».

Пункт а), как я по­ни­маю, вы­пол­нить не уда­лось. Со­глас­но по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке, мин­тр­у­дов­ский за­ко­но­про­ект обес­пе­чит эко­но­мию все­го 4,9 млрд. грн., то есть, по боль­шо­му сче­ту, ре­шит лишь пя­тую часть всех финан­со­вых про­блем Пен­си­он­но­го фон­да, ко­то­рых в це­лом на­ко­пи­лось на 30 млрд. грн.

За­то с дву­мя дру­ги­ми ука­за­ни­я­ми пре­зи­ден­та раз­ра­бот­чи­ки за­ко­но­про­ек­та спра­ви­лись.

Во-пер­вых, де­ла­ет­ся по­пыт­ка уста­но­вить верх­ний пре­дел пен­сий (вме­сте с над­бав­ка­ми) на уровне 12 про­жи­точ­ных ми­ни­му­мов для не­тру­до­спо­соб­ных, т.е. на 1 де­каб­ря с.г. — 8808 грн. По не­ко­то­рым ви­дам пен­сий это не­мно­го ни­же, чем преж­де (по­то­му что пре­дел уста­нав­ли­вал­ся на уровне 10 тыс. грн.), по дру­гим — со­хра­ня­ет­ся ста­тус-кво.

По­смот­рим, ка­кой бу­дет ре­ак­ция сна­ча­ла де­пу­та­тов, а за­тем Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да — са­мо­го спра­вед­ли­во­го су­да, ко­гда речь идет об от­ста­и­ва­нии без­раз­мер­ных финан­со­вых ин­те­ре­сов су­дей­ско-про­ку­рор­ско­го со­сло­вия.

Во-вто­рых, раз­ра­бот­чи­ки по­счи­та­ли, что по­лу­че­ние и зар­пла­ты, и спец­пен­сии — это пе­ре­бор. Так что ре­дак­тор­ская ру­ка тща­тель­но про­шлась по всем спе­ци­аль­ным пен­си­он­ным за­ко­нам, вно­ся од­ну и ту же прав­ку. Смысл ее сво­дит­ся к то­му, что на пе­ри­од, по­ка но­во­яв­лен­ный спец­пен­си­о­нер ра­бо­та­ет, он по­лу­ча­ет пен­сию по За­ко­ну «Об об­ще­обя­за­тель­ном го­су­дар­ствен­ном пен­си­он­ном стра­хо­ва­нии». Как толь­ко с ра­бо­той рас­ста­нет­ся — по­лу­чи­те свою льгот­ную пен­сию.

В-тре­тьих, Мин­тр­у­да за­нял жест­кую, но вполне оправ­дан­ную по­зи­цию в от­но­ше­нии до­сроч­но на­зна­чен­ных пен­сий. Их пред­ла­га­ет­ся не вы­пла­чи­вать ни­ко­му из тех, кто про­дол­жа­ет ра­бо­тать. Да­же ес­ли он на­род­ный де­пу­тат или гос­слу­жа­щий.

Но это все — по ме­ло­чам. В це­лом же льгот­ным пен­си­ям в Укра­ине суж­де­на дол­гая и счаст­ли­вая жизнь — всем кри­ти­кам и за­вист­ни­кам на­зло.

Информация взята с http://www.bin.com.ua

Просмотров: 2146 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru