Очередная "перезагрузка" Наследственного реестра
назначена на начало осени — сначала Кабинет Министров Украины утвердил новый
Порядок государственной регистрации завещаний и наследственных договоров в
Наследственном реестре, а вслед за ним Минюст изложил в новой Редакции
Положение о Наследственном реестре. Основная причина — Украина ратифицировала
Конвенцию о создании системы регистрации завещаний, соответственно, возникла
необходимость модернизировать национальное законодательство. Попутно, как это
принято, были пересмотрены некоторые нормы Положения о Наследственном реестре,
прямо не связанные с ратификацией конвенции, а также пересмотрены тарифы на
работу с реестром — конечно же, в сторону увеличения.
Напомним, что в 2005 году тогда еще Единый реестр завещаний
и наследственных дел был преобразован в Наследственный реестр во исполнение
требований новых Гражданского и Семейного кодексов Украины. Тогда ГП
"Информационный центр" Минюста особо приписывалось обеспечить надлежащее
перемещение баз данных между реестрами, ведь Наследственный реестр работал на
новой материально-технической базе.
В 2011 году вопрос сохранения наработок — не из последних.
ГП "Информационный центр" Министерства юстиции Украины поручено
обеспечить сохранение соответствующих регистрационных записей о завещаниях,
наследственных договорах, заведенных наследственные делах и выданных
свидетельствах о праве на наследство, которые были зарегистрированы в
Наследственном реестре, созданном еще в 2000 году.
Но вернемся к Наследственному реестру образца 2011 года.
Администратор и Держатель остались прежние — Госинформюст и Минюст
соответственно. Последний также исполняет обязанности национального органа,
которые следуют из Конвенции. Право "напрямую" работать с Реестром по
прежнему только у нотариусов, государственных нотариальных контор и
государственных нотариальных архивов, которые заключили соответствующие
договоры с Администратором и получили доступ к Реестру через информационную
систему Минюста.
Полномочия Госинформюста ограничиваются регистрацией
завещаний, удостоверенных должностными лицами местного самоуправления,
консульскими учреждениями, а также завещаний, удостоверенных и
зарегистрированных в иностранных государствах, если запрос на их регистрацию на
Украине подан Минюсту.
Как и раньше, частный нотариус может ходатайствовать о
предоставление доступа к Реестру в качестве Регистратора своему помощнику
(консультанту), но, согласно новому Положению, такой нотариус теперь несет
ответственность за ошибки, допущенные таким помощников при работе с реестром.
Нотариусы, которые не заключили с Госинформюстом
соответствующий договор и не имеют доступа к реестру, обязаны предоставлять
информацию о завещаниях, наследственных договорах, наследственных делах,
свидетельствах о праве на наследство — в виде заявлений установленной формы.
Установлены временные лимиты как на подачу такой информации, так и на внесение
ее в Наследственный реестр.
Регистрации будут подлежать не только завещания и наследственные
договоры, но и все вносимые в них изменения.
Существенно переработаны положения, касающиеся
предоставления информации из Наследственного реестра. Так, извлечения и
информационные справки из Реестра будут правомочными, если они изготовлены с использованием
специальных бланков документов реестров информационной системы Минюста
(которые, очевидно, будут предоставляться не бесплатно).
Расширен перечень лиц, которые могут получить извлечение из
реестра. В частности, это может быть любое лицо, которое предъявит
свидетельство о смерти или другой документ, который подтверждает факт смерти
завещателя, наследодателя. В таком случае выдается извлечение из
Наследственного реестра о наличии (отсутствии) удостоверенного завещания и
наследственного договора, заведенного наследственного дела и выданного
свидетельства о праве на наследство.
Важной гарантией конфиденциальности является положение,
согласно которому Извлечение и Информационная справка из Наследственного
реестра об удостоверенных завещаниях и наследственных договорах выдаются другим
лицам, кроме завещателя и отчуждателя, только после смерти последних при
условии предъявления свидетельства о смерти или другого документа, который
подтверждает факт смерти завещателя, наследодателя. То есть, по сути, предусмотрена
достаточно целостная и действенная система, которая в перспективе позволит
избежать многих коллизий в вопросах наследования.
Тарифы на совершение действий в Наследственном реестре после
1 сентября 2011 года:
1.
Формирование в Наследственном реестре одной регистрационной
записи об удостоверении завещания, изменений к нему, отмене завещания, выдаче
дубликата с выдачей соответствующего извлечения - 68 грн
2.
Формирование в Наследственном реестре одной регистрационной
записи об удостоверении наследственного договора; изменений к нему, расторжении
наследственного договора, выдаче дубликата с выдачей соответствующего
извлечения - 51 грн
3.
Формирование в Наследственном реестре одной регистрационной
записи о выдаче свидетельства о праве на наследство или его дубликата с выдачей
об этом соответствующего извлечения - 51 грн
4.
Проведение проверки информации о наличии или отсутствии
удостоверенного завещания и наследственного договора или заведенного
наследственного дела и выданных свидетельств о праве на наследство с выдачей
извлечения или информационной справки - 51 грн. |