Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Февраль » 22 » Болонский процесс в высшем образовании.
11:46
Болонский процесс в высшем образовании.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан ‑ первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

 

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

 

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации ‑ установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

 

Негативные мнения о Болонском процессе

Как сообщает Neue Zürcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.

По мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс ‑ то есть приватизация высшего образования ‑ приводит не только к снижению качества преподавания, но и создаёт преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.

В некоторых европейских странах (например, в Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования.

В Испании большинство выступает против введения Болонской системы. (Возможно из-за приватизации государством высшего образования)

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.

Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс ‑ недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

 

Местная говорильня

О Болонской системе говорили и на очередном заседании саратовского регионального отделения  клуба «4 ноября», что состоялось в Поволжской академии государственной службе имени П.А. Столыпина.

Открыл заседание клуба ректор Поволжской академии государственной службы, профессор Сергей Наумов. По его мнению, «актуальность темы обусловлена, прежде всего, динамикой происходящих процессов. Реализация модернизационного проекта невозможна без соответствующего кадрового обеспечения и эту задачу решает сегодня высшая школа. В тоже время сама высшая школа переживает период очередной реформы. В этой связи актуален вопрос о роли вузов в модернизации и их способности стать локомотивом развития». Продолжил тему современного состояния вузов проректор СГАП, профессор Александр Демидов. По его мнению, «сегодняшняя модернизация высшей школы – перманентный процесс. Активные поиски новой модели организации высшего образования в нашей стране осуществлялись в 20-30 годы прошлого века, когда наблюдались кризисные явления. Ситуация значительно изменилась после решения о существенном увеличении финансирования высшей школы в послевоенный период. В частности, была увеличена зарплата профессуры, улучшилось материально-техническое обеспечение вузов. Сегодня экономика в России развивается по инерционному сценарию, что исключает возможность крупных изменений во всех отраслях, в том числе и образовании». Опасение выступающего вызвало ослабление политологической компоненты образовательного процесса, так как это ослабляет иммунитет общества  к радикализму и иным негативным проявлениям.

С программной речью о состоянии системы высшего образования выступил ректор Саратовского государственного технического университета Игорь Плеве. По его мнению, «в начале 90-х годов мы стали свидетелями противоречивых процессов. Фиксировался отток высокопрофессиональных кадров из вузов и стремительное увеличение числа самих вузов. В результате - качество образования резко упало. И. Плеве считает, что в этой связи курс на сокращение вузов обоснован и логичен. Однако надо ставить вопрос о том, в каком качестве будет осуществляться присоединение ликвидируемых вузов к оставшимся». Ректор СГТУ полагает, что необходимо отказаться от специализации университетов, как это наблюдается в зарубежных странах. Структуры среднего профобразования должны стать составной частью университетских комплексов. Профобразование в сегодняшнем виде изжило себя и не соответствует потребностям времени. Игорь Плеве заявил, что в первую очередь необходимо решать вопрос о структуре системы высшего профессионального образования. Доцент ПАГС Виктор Чепляев в своем выступлении затронул ряд вопросов: понимание модернизации, отсутствие заказа со стороны общества и власти системе высшего образования, а также планирования развития трудовых ресурсов, возможности органов власти по выполнению функций субъекта модернизации. Профессор ПАГС Олег Фомин предложил оценивать риски реализуемой сегодня реформы системы высшего образования. Одним из существенных рисков он считает принцип мобильности, являющийся базовым элементом болонской системы. Реализация в полном объеме данного принципа приведет к отъезду лучших студентов в зарубежные вузы и ослаблению интеллектуального потенциала российских регионов. В заключении выступивший Вадим Снаркович предложил на следующем заседании клуба обсудить проект федерального закона «Об образовании» и высказать свои предложения законодателям.

 

Красные ректора?

Реформы никогда не происходят без огромного сопротивления предшествующего человеческого материала. И вот это обстоятельство, судя по всему, было абсолютно не учтено реформаторами образования. Невидимая рука рынка – замечательная вещь, она действительно существует, она такая же вездесущая и сильная, как гравитация. Но проблема заключается в том, что, кроме гравитации, в нашей вселенной есть ещё много и гораздо более сильнодействующих сил. В человеческой истории такой силой является сила групповых интересов. Групповых интересов некой группы людей, сформировавшейся в предшествующий период времени и заинтересованной в том, чтобы сохранить свои преимущества внерыночными способами.

Вся история человечества, с одной стороны, это история развития рынка. А с другой стороны, это история борьбы таких групп людей против рынка. В России такими группами людей были, например, чекисты, которым было совершенно плевать на рынок, им было важно сохранить свои рабочие места, разоблачать как можно больше шпионов. Другая группа ‑ «красные директора», которым было плевать на рынок. Как только они видели, что рынок их уволит, они делали всё, чтобы его дискредитировать. Более того, они воровали всё, а ответственность за это воровство ложилась на реформаторов, хотя реформаторы не воровали.

В российской высшей школе такой группой интересов, наконец, стали ректоры вузов, которые понимают, что их тоже уволят, если придёт нормальный европейский учебный процесс. И против всего этого надо бороться, надо бороться со всей государственной мощью. Но реформаторы системы образования против этого не борются. Может быть, считают, что наладится само.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 4478 | Добавил: ПерГюнт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru