Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Март » 10 » Бакалавр, специалист, магистр....
08:50
Бакалавр, специалист, магистр....


   Плох тот бакалавр, который не мечтает стать магистром. Не так давно в университетский обиход вошло и еще не всеми освоилось слово «магистр». Как выяснилось, в переводе с латинского оно означает «начальник, наставник», а в дореволюционной России это была младшая научная степень. Что значит оно сейчас, как оказалось, знают немногие, и число студентов среди этих немногих, даже после двух выпусков магистров, приближается к нулю.


   Почему понятие «магистр» переживает вторую молодость?

   - Недавно вышел Закон Украины «Об образовании», в котором система высшего образования оговаривается как многоуровневая. Эта система уже давно существует в ряде зарубежных стран. Сейчас она приживается и у нас и заключается в поэтапном образовании. Так, имея диплом о высшем образовании низшей степени, вы можете остановиться на определенном уровне и при необходимости продолжить учебу через какое-то время.


   Какие же это уровни?

   - Начальный уровень инженерного образования - бакалаврат. Это неполное высшее образование, по окончании которого, предполагается, что студенты должны будут получить фундаментальную вузовскую подготовку и определенные знания по специальным дисциплинам. Следующий - полное высшее образование и получение звания специалиста или магистра. Здесь и проявляется один из плюсов многоуровневого образования: получив звание бакалавра и получив диплом о высшем образовании, студент может поменять свою специальность в пределах направления, по которому он учится. Конечно, ему придется досдать часть дисциплин, зато он получает возможность приобрести более востребованную и перспективную специальность. На каком этапе (бакалавр, специалист или магистр) можно остановиться, должен решать сам студент.


   Относительно бакалавров вроде все понятно. А вот насчет специалистов и магистров возникает ряд вопросов. Чем же они отличаются?

   - Если говорить вообще, то магистр - это инженер, который в теоретическом и практическом плане имеет больше знаний, чем специалист.

Более конкретно: есть четыре составляющие подготовки магистра, отличающие его от специалиста, которые необходимо рассматривать в комплексе, как единое целое:


   Магистр по отдельным разделам специальности получает более полные и глубокие знания.


   Магистр самостоятельно, лишь консультируясь у своего руководителя и сотрудников кафедры, изучает дополнительно несколько новых дисциплин для приобретения более глубоких знаний по своей специальности. Магистр не только получает новые знания, но обязан реализовать их на практике, что он делает, выполняя свою магистрскую работу. В процессе обучения магистр должен научиться продуцировать крупицы собственных новых знаний, которые потом он может использовать в своей работе.


   Магистр - это элитный инженер, обладающий большим объемом знаний. Но большие знания требуют больше времени для их получения, не так ли?

   - Разумеется. Но сейчас и специалисты, и магистры по всей Украине учатся пять лет. На начальном этапе введения магистратуры университет своими силами пытался продлить обучение магистров на полгода. Но из-за отсутствия финансирования от этой идеи пришлось отказаться. На пятом курсе магистры в течение года выполняют творческую магистерскую работу. Они получают тему и ведут активную научную работу вместе со своим руководителем - профессором или доцентом. За обучение магистра научный руководитель учитывает себе в учебную нагрузку 50 часов, т.е. столько же, сколько и за аспиранта или докторанта.  В девятом семестре студент кроме основных дисциплин по специальности самостоятельно и более глубоко изучает разделы специальных дисциплин, перечень и объем которых определяет выпускающая кафедра. Магистр же получает установочные и текущие консультации и в конце семестра сдает экзамены по этим дисциплинам. Кроме того, в отличие от специалиста у магистров десятый семестр будет дополнительно и лекционным - они прослушают курсы лекций по новым дисциплинам. Продлится он 23 недели, из которых лекционных - двенадцать и закончится защитой магистерских работ. Хотя и сейчас при желании и финансовых возможностях студента мы можем продлить его магистерскую подготовку.


   И какими должны быть эти возможности?

   - Плата в магистратуре зависит от факультета и эквивалентна полной стоимости обучения за год по специальности.


   Кто же может учиться в магистратуре?

   - Поступающим предъявляются достаточно жесткие требования из-за ограниченности набора. Отбирают в магистратуру по двум критериям: первый - учеба только на «отлично» или «отлично» и «хорошо» в бакалаврате, второй - наличие творческих достижений студента в научной работе (участие в конкурсах научных студенческих работ, конференциях, НИР кафедры, призовые места на олимпиадах и т.д.).  Короче говоря, предпочтение отдается творческим личностям. И уже в конце восьмого семестра кафедра составляет список студентов, наиболее плодотворно работавших в течение третьего и четвертого курсов.


   Бытует мнение, что магистратура - это обязательная ступень для поступления в аспирантуру. И поэтому многие идут в магистратуру с расчетом на дальнейшую учебу.

   - По сути и специалист, и магистр имеют равные права при поступлении в аспирантуру и по решению ученого совета и его рекомендации могут сдавать вступительные экзамены. Но и здесь отбор ведется на конкурсной основе и предпочтение все же отдается магистрам, так как у них уже есть научные наработки по итогам магистерской научной работы.  Специалисты же, не имеющие рекомендации ученого совета, около двух лет должны проработать по специальности. За это время у них могут появиться новые научные достижения или даже сданные кандидатские экзамены.  И магистерские научные работы, и дипломные проекты специалистов на равных условиях участвуют в конкурсе дипломных проектов. Естественно, победа в этом конкурсе будет учитываться при поступлении в аспирантуру. Как видите, есть много путей для достижения поставленной цели.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 2694 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru