Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2012 » Январь » 15 » Автономия ВУЗов в рамках законопроекта "О высшем образовании"
23:37
Автономия ВУЗов в рамках законопроекта "О высшем образовании"

Законопроект Табачника.  В течение 2011 года Д.Та­бач­ник в своих публичных выс­туп­лениях часто позиционировал «свой» законопроект (речь шла о доработанном документе №7486-1) как «прорывный» в направлении расширения автономии вузов. Риторика министра, несом­ненно, соответствовала требованиям времени и провозглашенным приоритетам президента Ук­раины. В своем указе от 30.09.2010 г. №926/2010 глава государства дал министру прямое указание: «Предоставить руководящим вузам реальную автономию как средство улучшения качества высшего образования, введение их состязательности и ответственности за результаты работы».

Что же имел в виду президент, когда давал такое указание? В январе 2011 г. представитель главы государства в Раде в своей статье под показательным заголовком «Высшее образование: от госконтроля — к самоуправлению», объяснил: «автономия — это независимость вузов от государства и других общественных сил принимать решение относительно внутреннего управления, финансов, администрации, устанавливать собственную линию поведения в сфере образования, научно-исследовательской работы, преподавания и в других, связанных с этим видах деятельности». Следовательно, автономия в наших условиях — это прежде всего ответственность за собственную как научно-образовательную, так и связанную с ней хозяйственную деятельность.

Сначала относительно научно-образовательной автономии. Если бы авторы законопроекта №9655, внесенного Кабинетом министров Украины, прислушивались к словам президента, они бы заложили в документ право вузов самостоятельно определять порядок организации и содержание образования. Но авторам законопроекта №9655 эти слова явно были безразличны, и они отдают МОНМС полномочия принимать «нормативно-правовой акт, которым определяется порядок организации учебного процесса в вузе» (статья 43, пункт 2)! Далее, в статье 51 читаем, что МОНМС (а не автономный вуз) устанавливает «примерный перечень видов учебной, методической, научной и организационной работы для педагогических и научно-педагогических работников», а также «определяет нормы времени учебной работы». Разве таким образом закрепляется академическая автономия?

«Программа экономических реформ» указывает и на такую фундаментальную причину проблем образования, как «ограниченность автономности и отсутствие реальных стимулов для более эффективного использования бюджетных и вовлеченных средств в учебных заведениях». Соответственно в документе сделано ударение, что «усовершенствование системы управления образованием предусматривает… повышение самостоятельности учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами». Каков же ответ на этот призыв Кабинета министров? Вместо расширения автономии университетов, КМУ расширил собст­венные возможности вмешиваться во внутренние дела вузов, ведь статьей 50 определено, что именно он «устанавливает нормативы численности учащихся лиц на одну должность педагогического, научно-педагогического работника»; статья 67 регламентирует, что высший орган исполнительной власти «утверждает перечень платных и других услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными вузами», а МОНМС устанавливает порядок определения их стоимости. Даже «порядок бесплатного пользования биб­лио­течными, информационными ресурсами, услугами учебных, научных, спортивных, культурно-образовательных подразделений высшего учебного заведения» (статья 52) устанавливается Кабинетом министров!

Ради справедливости следует отметить, что авторы законопроекта №9655 внесли в документ интересный тезис, а именно: к правам, предусмотренным автономией вузов (статья 27), добавлено право «распоряжаться собственными поступлениями, в частности полученными от предоставления дополнительных платных услуг соискателям высшего образования и другим физическим и юридическим лицам; открывать текущие и депозитные счета в банках». Казалось бы, замечательно, наконец! Но такая формулировка является по меньшей мере половинчатой, потому что она не соответствует Бюд­жетному кодексу, который (для государственных вузов) имеет силу выше, чем Закон «О высшем образовании». Знатокам законодательного поля Украины напомним, что речь идет о 51-й статье действующего Бюджет­ного кодекса, которая напрямую запрещает государственным вузам самостоятельно использовать «собственные поступления» (например, финансировать научную деятельность за счет средств, заработанных с контрактного обучения). И это в то время, когда в «Программе экономических реформ» указано, что до конца 2010 г. (!!) должны быть внесены изменения «в Бюджетный кодекс с целью повышения финансовой автономности учебных заведений». Ответственный за (не)выполнение: министр Д.Табачник.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 995 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг@Mail.ru