Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2012 » Январь » 15 » Анализ законопроекта №9655 "О высшем образовании"
23:33
Анализ законопроекта №9655 "О высшем образовании"

Анализ законопроекта №9655. Хотя львиная доля «Прог­раммы экономических реформ на 2010—2014 годы» посвящена как раз экономическим преобразованиям, в числе законов, необходимых для реализации президентской программы, названа и новая редакция Закона Украины «О высшем образовании». Опре­де­ляющим является также помещенное здесь уточнение: новая редакция этого закона касается «адаптации украинского законодательства к требованиям Бо­лонского процесса…» Как известно, его основная цель — обеспечить мобильность студентов и преподавателей в пределах Евро­пы, гарантировав соответствие (практическую сопоставимость) образовательных уровней, программ, дипломов.

А теперь посмотрим, каким образом законопроект №9655, одобренный будто бы подконтрольным президенту Кабинетом министров Украины, предлагает обеспечивать вхождение Украи­ны в это единое образовательное пространство Европы. Статья 17, пункт 25 определяет, что центральный орган исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере образования и науки (МОНМС) «осуществляет признание (нострификацию) иностранных документов о высшем образовании, научных степенях…» Соответст­венно, студент, получивший степень бакалавра или магистра за границей, без решения министерства не сможет продолжать обучение на высшем уровне в Украине — а это напрямую противоречит базовому принципу взаимопризнания дипломов, заложенному в основу европейского образовательного пространства!

Также позволим себе напомнить авторам законопроекта №9655, что мобильность в Европе — это не только свободное движение студентов, но и преподавателей и научных сотрудников. А это означает, что университеты в ЕС самостоятельно определяют, кого они могут брать на соответствующую должность и чью научную степень они готовы признавать. Этот вопрос особенно болезнен для Украины, ведь у нас, по некоторым подсчетам, уже более 1000 граждан получили наивысшую, признанную во всем мире научную степень «доктора философии». Но отечественные вузы сегодня не могут принимать этих людей на преподавательскую работу без разрешения министерства. А оно требует от человека, получившего научную степень за границей, в сущности, повторной защиты, да еще и по исключительно украинским (то есть министерским) стандартам. В законопроекте №9655 эта позорная процедура сохранена (статья 17, пункт 25).

А теперь относительно внут­ренних преобразований в системе высшего образования, которые Украина обязалась ввести (до 2010 года!), подписав Болонс­кие декларации. Если другие «бо­лонские реформы» можно было ввести подзаконными актами (например, приложение к диплому, систему ЕКТС), то введение третьего цикла высшего образования, которое завершается присуждением признанной в мире степени «доктор философии», требует основательных изменений в отечественном законодательстве, которое регулирует суть подготовки молодого научного сотрудника.

Представленный КМУ документ подтверждает, что образовательная составляющая подготовки молодых научных сотрудников останется минимальной, потому что законопроектом предусмотрено, что аспирантура (срок которой продлен до четырех лет (статья 6, пункт 7) будет проходить не исключительно в университетах, как это принято в ЕС, а и в институтах Академии наук, где исследовательская составляю­щая подготовки, возможно, и сильная, но образовательная прак­­тически отсутствует. В законопроекте Ю.Мирош­ниченко этот вопрос предлагают урегулировать через механизм согласованных между университетами и научными учреждениями образовательно-научными программами (статья 4). Более того, из-запереходных положений законопроекта №9655-2 представитель президента в ВР предлагает внести изменения в Закон «О научной и на­учно-технической деятельнос­ти», где четко указывает, что «по­лучение научной степени доктора философии осуществляется в высших учебных заведениях путем усвоения соответствующей образовательно-научной программы. На­уч­ная составляющая этой программы может осуществляться также научными учреждениями совместно с высшими учебными заведениями по согласованным между ними образовательно-научным программам» (статья 19).

Программа экономических реформ президента Украины основным индикатором успеха реформы высшего образования определяет «присутствие вузов Украины в основных международных рейтингах наилучших университетов». Но все же такие рейтинги (без исключения!) формируются на базе не только и не столько образовательной составляющей как научных достижений университета, это — основное свидетельство его успешности. А мировой опыт показывает, что научная деятельность наиболее результативна именно на уровне поисковых исследований, которые ведутся для получения научной степени. Следова­тельно, сущностная, а не декоративная реформа аспирантуры крайне необходима. Без интеграции ресурсов НАНУ и отраслевых академий наук с высшими учебными заведениями (пусть пока что даже без нарушения имущественных вопросов), без совместного введения структурированных докторских прог­рамм европейского образца вхож­дение украинского вуза в ТОП-500 останется недосягаемым.

Законопроект №9655 не предусматривает никакого стимула для введения содержательных изменений в систему подготовки молодых научных сотрудников, ее реформы по европейскому образцу. Вместо этого предлагается оставить в силе действующую систему постоянных специализированных ученых советов по защите диссертаций (статья 7); в дипломе доктора философии должны указываться не вуз или научное учреждение, где осуществлялась подготовка (за качество которого и несет ответственность это учреждение), а только вуз или учреждение, где защищалась диссертация (статья 9). Хотя в законопроекте не предусмотрено существования ВАК, функции, которые он до недавнего времени выполнял, по замыслу Кабинета министров, будет выполнять МОНМС, которое «формирует сеть специализированных ученых советов и экспертных советов, проводит экспертизу диссертаций на получение научных степеней доктора философии и доктора наук, утверждает или отменяет решение специализированных ученых советов о присуждении научных степеней доктора философии и доктора наук» (статья 17, пункт 22). Напомним, что ни в какой стране ЕС никакому министерству образования не предоставлено право отменять решение совета по защите диссертации. В европейской практике присуждение диплома доктора философии является исключительной компетенцией высших учебных заведений и научных учреждений, дейст­вующих при них.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 1340 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru