Меню сайта
Зеркало

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » 2011 » Май » 13 » Абитуриенту 2011.
21:46
Абитуриенту 2011.

​ Выводы из провальной вступительной кампании 2010 года министр образования Табачник и его ведомство вынуждено было делать по горячим следам. Поэтому новые правила поступления в вузы в 2011 году были утверждены еще в конце 2010-го. Таким образом, абитуриентам пообещали три волны зачисления на бюджетную форму обучения, электронный прием документов и дополнительные баллы за довузовскую подготовку.

Минобразования рекомендует выпускникам и их родителям сосредоточить свое внимание на четырех моментах.

Первое. Подавать документы в 2011 году разрешили за прошлогодней схемой: максимум в 5 вузов и на три специальности в каждом из них. То есть, у каждого абитуриента есть 15 попыток. Для поступления годятся сертификаты ВНО (внешнего независимого оценивания) не только за текущий год, но и выданные в 2008, 2009 и 2010 годах. Минимальный балл сертификата остается неизменным – 124 балла с коррекцией на некоторые специальности по настоянию вуза до 170.

Второе. Впервые с момента внедрения правил вступления по сертификатам ВНО абитуриенты, прошедшие курсы довузовской подготовки, получают привилегии. Их рейтинговый балл автоматически увеличивается на 20 бонусов.

Третье . Победителей всеукраинских олимпиад и конкурсов Малой Академии Наук лишили права на первоочередное поступление. И здесь введена бонусная система поощрения: за 1 место получаешь 50 баллов плюс; за 2-ое – 40 и за 3-тье – 30 баллов. Вундеркинды смогут пользоваться соответствующими льготами лишь на профильных специальностях.

Хотя, как и раньше, первыми в списках на зачисление будут льготники – дети-сироты; ребята, лишенные родительской опеки; инвалиды І и ІІ групп; чернобыльцы; дети шахтеров, а также дети, чьи родители погибли или стали инвалидами на угледобывающих предприятиях (в том числе дети погибших во время аварии на шахте им. Засядька). В этом же списке - и дети военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей.

И четвертое – формирование списков. Основным источником информации для них, как и в 2010-м, остается система «Конкурс», невзирая на ее несовершенство и проблемы с сервером, наблюдавшиеся в прошлом году.

В рейтинговом списке абитуриентов построят в следующем порядке: зачисленные вне конкурса; абитуриенты, рекомендованные к зачислению по результатам собеседования; абитуриенты, принимающие участие в общем конкурсе. Конкурсный балл, как и в прошлом году, будет состоять из суммы баллов ВНО и среднего балла аттестата, переведенного в 200-бальную систему.

Однако, чем ближе старт вступительной кампании-2011, тем жестче становится критика сценария второй попытки министра Табачника провести набор студентов в вузы.

- В условиях приема сохранились действительно одиозные нововведения прошлого года, - комментирует планы Табачника первый директор Украинского центра оценивания качества образования Лилия Гриневич. – Это и необоснованно завышенный средний бал аттестата, и зачисление сертификатов прошлых лет. Однако появилось и много других вещей, которые вполне определенно создают неравные условия для абитуриентов и снижают прозрачность доступа к высшему образованию. Теперь суммарный балл будет состоять из результатов ВНО, аттестата и бонусных баллов за то, что вы оплатили учебу на подготовительных курсах и за участие в олимпиадах. Кроме того, условия приема четко определяют, что при обнародовании рейтинговых списков будет светиться только суммарный балл в отличие от предыдущих лет, когда было расписано, из чего он состоит.

- В этом году обнародовать рейтинговые списки должны будут только на досках приемных комиссий, не указана даже возможность дублирования этих списков на web-сайтах университетов, - продолжает специалист. – И все это должно происходить в первый день после завершения подачи документов. Это значит, что абитуриент, подавший документы в пять университетов, должен все их посетить, потому что в условиях приема говорится о том, что университет может (а не обязан) сообщить о вашем месте в рейтинге. Это создает возможность для манипуляций. Во-первых, самим суммарным баллом, ведь никто не знает, из чего он состоит, а во-вторых – самим рейтинговым списком. В прошлом году было достаточно примеров, как абитуриенты, подвигались в своем рейтинге выше, чем находились ранее.

У директора Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игоря Ликарчука, который возглавлял Украинский центр оценивания качества образования до января 2011, есть ряд замечаний, связанный с контролем за честностью и прозрачностью вступительной кампании.

- В прошлогодней вступительной кампании мы столкнулись с очень опасным явлением, - говорит специалист. – Речь идет о том, что Минобразования проигнорировало бездеятельность или умышленную деятельность руководителей многих вузов, нарушавших нормативные документы по организации вступительной кампании. Предыдущий министр образования Иван Вакарчук в 2008-2009 годах применял меры дисциплинарного влияния к ректорам, нарушавших условия приема, у некоторых университетов были отобраны лицензии. По результатам же прошлогодней кампании, в Украинском центре оценивания качества образования было проверено 1017 приказов о зачислении в вузы и установлено, что 1,5 тысячи абитуриентов были зачислены в университеты с результатом ниже 124 баллов, то есть ниже проходного. Далее, почти по 5 тысячам абитуриентам в системе «Конкурс» показывались результаты, не соответствующие данным в базе Украинского центра оценивания. Три с половиной тысячи абитуриентов, которые должны были проходить ВНО и не прошли его, вскоре стали студентами. Почти 4 тысячи нестыковок номеров и фамилий в сертификатах, находящихся в системе «Конкурс» не отвечали базе данных Украинского центра оценивания. Ко всему этому хочу добавить, что ни один руководитель вуза за такие вещи не был наказан.

- В этом году Минобразования собирается внедрить так называемое электронное поступление – подачу документов в вузы через сеть Интернет, - продолжает Ликарчук. – В прошлом году я был сторонником подобных новаций, исходя из кошмара, творящегося в приемных комиссиях в 2010-м. Однако до старта вступительной кампании остается чуть более двух месяцев, а общество до сих пор не ознакомлено с нормативными документами, регламентирующими работу этой электронной системы. У нас нет информации, насколько она защищена от постороннего вмешательства, кто ею будет управлять. Более того, насколько мне известно, система подачи документов никак не связана с другими данными об абитуриенте. То есть, при обобщенном балле для поступления, отсутствии защищенности системы подачи документов через интернет и неконтролированност и ситуации за тем, какие данные будут в нее вноситься, есть все основания утверждать, что создаются дополнительные условия для манипулирования вступительной кампанией.

И последнее, на что обращают внимание специалисты, внедрявшие опыт проведения вступительных кампаний по результатам ВНО: результаты вступительной кампании 2010-го продемонстрировали… стремительный рост среднего балла аттестата в сравнении с аттестатами 2009-го. Количество же медалистов выросло практически в полтора раза. Вряд ли это связано со всплеском знаний у школьников. Скорее всего, это ни что иное, как искусственное увеличение рейтинга абитуриента, имеющее четкие признаки коррупции на этапе окончания школы. Собственно, это тот механизм, который пытались поломать в течение предыдущих пяти лет…

Введение внешнего независимого оценивания специалисты называют единственной реальной реформой, проведенной в Украине за годы независимости. И как только у общества появился шанс искоренить коррупцию при получении высшего образования в стране, новая власть начала «совершенствовать» уже запущенный в действие механизм.

Накануне старта вступительной кампании-2011, Фонд «Демократические инициативы» провел соцопрос среди студентов. В результате выяснилось, что со случаями коррупции в вузах непосредственно сталкивались 33% студентов, еще 29% слышали об этом от других. Совсем не сталкивались с явлениями коррупции в своем вузе 38% опрошенных студентов. При этом, 32% студентов ответили, что им приходилось дарить подарки преподавателям; 27% предоставляли преподавателям разнообразные услуги; 24% - платили деньги за оценки, а 21% - покупали рефераты, курсовые и дипломные работы. Не были задействованы в коррупционные действия только 34% студентов. Главная причина вовлеченности в различные виды коррупционных практик заключалась в стремлении получить нужную оценку - на это указали 52% опрошенных студентов. На давление преподавателя сослались гораздо меньше - 15%.

- Преимущественно коррупция работает по рыночному принципу - спрос определяет предложение, - комментирует исследование директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.

- Хочу отметить, что введение независимого внешнего оценивания резко снизило уровень коррупции при поступлении, но коррупция переместилась уже в сам учебный процесс, - уверендиректор Международного фонда «Возрождение» Евгений Быстрицкий . – Поэтому влияние результатов ВНО на поступление в вузы должно усиливаться. Это единственный способ борьбы с коррупцией в системе высшего образования без реформы самих вузов, как это происходит в других странах.

Категория: Реформа высшего образования | Просмотров: 936 | Добавил: Любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Advertising
Advertising
Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru